(EE)
ISSUE 2: DREAM
Making space for dreaming means increasing the field of possibility
EN / RU
Music Atlas

Everyone Gets the [Japan] Blues: an Interview with Howard Williams

Japan Blues is the project of Howard Williams, a Londoner and self described “obsessive record collector” whose work has included the release of numerous compilations, a long standing radio show on NTS, and concerts in Europe and Japan. Bulat Khalilov spoke to Williams about the history of his project Japan Blues, the ways that some genres are translatable and untranslatable, and the dynamics of compiling and releasing Japanese music in Europe. This interview is part of a series of publications from Khalilov’s project Global Zomia, dedicated to DIY-ethnography and non-academic initiatives working with traditional and local music around the world.

Japan Blue LP, with liner notes that describe it as “an atmospheric Japanese travelogue, taking in some underbelly tourist spots on the way.”

BULAT KHALILOV: There's not much information about you on the internet. How did Japan Blues come about? Could you describe the concept of Japanese Blues and its basic aim?

HOWARD WILLIAMS: Unlike the rest of the world these days, I’m a lousy self promoter, but you can find the complete Japan Blues’ radio show archives on NTS, an interview for Boiler Room Collections on YouTube, information about my LP Sells His Record Collection, the remixes I’ve been doing the last couple of years, and most of the gigs I’ve done in Europe and Japan.

This started as the work of an obsessive record collector, learning about an area of music that is not widely available in the West. Eventually, it became too much and I had to get out and share it, starting in bars and small clubs, leading on to Hessle Audio’s show on Rinse FM, and then my monthly NTS show. Three years after it started as a guest show on NTS, it seems there’s a lot of interest in Japanese music out there.

I have always made music in one way or another, inevitably the Japanese influence seeped into my own work. The plan is to expose some great and unusual new Japanese artists I’ve met along the way, while working on some more classic reissues.

BK:What is hiding behind the name? Where does the term “Blues” come in?

HW:Every person has the blues—if they’re human beings. I am still completely hooked on early American blues recordings—a major root of Western popular music. The Japanese blues resides in enkaenkaA popular Japanese music genre that, like the blues, utilizes pentatonic scales. Modern enka developed in the postwar era (1950-80s) in the form of sentimental ballad music.; in the voices of some of the giants of kayōkyokukayōkyokuA Japanese pop music genre that became a base of modern J-pop.; min'yōmin'yōA broad term for traditional Japanese music, the name of which derives from the German word "Volkslied" (folk music) and has only been used since the twentieth century. Some min'yō are connected to forms of work or to specific trades and were originally sung between work or for specific jobs. Other min'yō function as entertainment, as dance accompaniment, or as a component of religious rituals.; and in Tsugaru-shamisenTsugaru-shamisenA genre of Japanese music that gets its name through the combination of the instrument it is performed with (the shamisen, a three-stringed lute played with a plectrum) and the location of the genre's origin (the Tsugaru Peninsula in present-day Aomori Prefecture). particularly. The first mixtape I made for The Trilogy Tapes many years back was called Nippon Folk, Japan Blues. I was running club nights experimenting under different names, then one day it dawned on me that Japan Blues was the best way to sum up what I was dabbling with—even though I may also play party music. There’s also a pun here: a Blues is a type of Jamaican party where they turn the lights off in an intimate room so people are completely uninhibited to dance. This is my favorite way to play records, at a Japan Blues.

BK:Is there a scientific or ethnographic motivation behind your interest in this music? Or is it just a music lover's journey into Japanese musical culture?

HW:Yes, it may be just a music lover’s journey, it is often still trial and error (less so than in the beginning). As I have been introduced to the myriad variations of Japanese folk min'yō I have become fascinated by local folklore and work songs and their links to ancient Shinto beliefs and nature worship. These songs have an influence on Japanese popular music, sometimes even on J-pop.

I have two very good friends and guides in the Riyo Mountains Tokyo based DJ duo, who strictly play min'yō and are academic in their collecting and researching, reaching out to the leading figures in domestic Japanese ethnomusicology, and the rural workers who preserve some of these songs. They have been a great inspiration to me—min'yō was one of my early loves, through professional modernized versions. I have since been drawn to the more amateur, local recordings. The greats of popularizing ethnic recordings, like Alan LomaxAlan LomaxAn American ethnomusicologist known for his numerous field recordings of folk music of the 20th century and the role he played in preserving folk music traditions, especially in America and England., realized that rapid modernization would destroy local folk and music traditions and set out to record as much of it as possible. There are vast archives in Japan made by similar academics.

A mix from William's friends and guides, the Tokyo based DJ duo Riyo Mountains

BK:Do you consider Japanese music “exotic”?

HW:That depends on which music, as I follow so many genres. Even in electronic pop, there is a difference in the sound and aesthetics compared to Western versions. The Japanese pentatonic scale makes music sound more “Eastern” but if you dig deep enough in Western folklore these scales turn up again—and Ethiopia still shares this pentatonic scale. I was completely hooked on the Ethiopiques Series—and still am. When I contacted a Japanese customer about Ethiopian music many years back, he said “it sounds like min'yō.” Early on in my library research, I read the work of an academic who wrote about “self-orientalizing,” where the Japanese studio system producers maybe over-egged the Asian musical pudding.

BK:Does not being Japanese give you any advantages or add a different quality to the specific nature of your project?

HW:One advantage has been that friends and people along the way have been keen to help and make recommendations. Otherwise it’s really hard to work in a language that has three alphabets, one being made up of Chinese characters which even Japanese people sometimes find hard to interpret. 

My background, as a Londoner, being exposed to punk, reggae, soul, and other urban music, has affected the mood of what I tend to look for in Japanese music. Though I am equally captivated by the native sounds of enka and kayōkyoku.

As the world opens up even wider, experiences are breaching formal borders

BK:In your opinion, is there a special idea or meaning in Japanese music that can only be understood by Japanese people?

HW:Language will separate deeper meaning from listeners of other nations. Enka expresses a sense of loss—of love, or missing one’s hometown. The latter is poignant in the context of the rural people’s economic migration to the cities to feed the economic bubble of the 1960s to 80s. Min'yōis a universal music within Japan; some songs are familiar to every Japanese citizen: work songs and celebrations of regions and their natural wonders. Aidoru musicAidoru musicAn idol (Aidoru), a type of entertainer manufactured and marketed for image, attractiveness, and personality in Japanese pop culture. plucks some bizarre chord with Japanese fans, with its quasi-religious worship of idols. NHK TV recently followed a European aidoru fan coming to Japan to see their favorite star, following the same behavior patterns as their other otakuotakuA Japanese term for people with consuming interests; a “super fan.” followers, waving a light stick in a packed stadium gig, crying, and marveling at the alleged fantastic personality of the performer. As the world opens up even wider, these experiences are breaching formal borders. I have finally been to some summer Bon festivalssummer Bon festivalsA Japanese Buddhist custom structured around a three day festival to honor the spirits of one's ancestors., and was deeply moved by them, but I’m just a gaijin (foreigner). 

BK:I know you’ve done supervisory projects and issued compilations and you also make collages and put on Japan Blues shows. Is there a crucial difference between these projects? Or are they all just different sides of the same idea? 

HW:Various sides of the same idea, I’d say. With compilations, one is restricted by making an end product. Japanese record labels are historically difficult to do business with—and even then there’s the archaic artist management system. One wonders if there have been some scams pulled off by foreign companies in the past to make them so defensive. Tracks may have to get changed, which throws a project a bit. Taking one’s time over making a show or a mix, one is much freer, though the shows are always played live, so there’s always some improvisation involved, mistakes and all.

Album covers for Sells His Record Collection, Kotonoid, The Kasai Osharaku Preservation Society and others by Osharaku (Label: Em Records), and 7FO by Ryu no Nukegara (Label: Em Records)

BK:

BK:By making collages of Japanese music, you take music of different types, contexts, and ages and mix it all together. Do you ever feel like this may in some way violate the music's integrity? 

HW:Yes, probably to some purists. Hip hop is already forty years old, an art form that took the context of purity by the scruff of its neck and made something new with music from the past. My show is a two hour journey through a country’s musical history to the present day. What one says (answering these questions) or does (making a radio show) can always be taken out of context. I can’t expect everyone to approve.

BK:Your releases and radio shows usually appear on European experimental platforms (like NTS, The Trilogy Tapes), but not on the ethnographic or Japanese ones. Why do you think that is? 

HW:My research has been done in the record shop, meeting people, and in libraries, and of course, on the web. This knowledge was hard-earned, through a lot of trial and error. I doubt I would get to release on an ethnographic label, say, Folkways. My compilations have been of modern music, though not Western, I wouldn’t necessarily describe them strictly as ethnographic. The Maki Asakawa compilation I did for Honest Jon’s when I worked there, did get a domestic Japanese release, called Maki Asakawa: UK Selection, as was my Takeshi Terauchi compilation, Nippon Guitars. So far I have not been approached by a Japanese label to curate or compile, though it would be a smoother way to work. So, Japanese labels, please get in touch! 

BK:Why do you think European labels and music fans are so interested in non-European music? Do you see any traces of colonial politics there or a continuation of those ideologies embedded in it? 

HW:Surely people are getting tired of the old formulas they are offered up by an equally knackered music industry. I’m not so sure that fans are behaving like colonials, though there may be some of that good old fashioned “orientalism” hovering in the background. But when it comes to record labels, there are definitely a few who are out to exploit. A glaring example these days is with African music, but this was an issue before the African music boom, with reggae. For decades, there have been some successful European reggae labels (mentioning no names) who have released records with little or no licensing whatsoever. These labels have been treated with reverence by millions of record buyers, ignorant of the true situation. The African music boom has brought even more labels of varying legitimacy to the fore, some of whom are definitely colonial in their attitude, exploiting artists, producers, and owners too far away or too poor to do anything about it. There are some labels in Europe that release with impunity, sometimes giving false contact details on their releases. That said, there are definitely some great labels who really love the music and work hard to ensure royalties are paid. There are a lot of Japanese bootlegs of European music too, by the way.

Contributors
Bulat Khalilov
Ethnographer, journalist, co-founder of the Ored Recordings label, specializing in field recordings of authentic traditional music from the Caucasus, Russia, and the world. Lives and works in Nalchik.
Howard Williams
Record collector, distributor, and DJ. He is the founder of Japan Blues and has a long running show on NTS radio by the same name.

(EE)
ВЫПУСК 2: МЕЧТА
Создать пространство для мечты — значит расширить поле возможного
EN / RU
Музыкальный атлас

Говард Уильямс об издании японской музыки и всем этом блюзе

Japan Blues — детище лондонца Говарда Уильямса, «одержимого коллекционера записей», как он сам себя называет. Проект, посвященный традиционной и современной японской музыке, подразумевает как издание сборников и ведение шоу на NTS Radio, так и регулярные живые выступления в Европе и Японии. Булат Халилов поговорил с Уильямсом о том, как развивался Japan Blues и почему некоторые жанры поддаются переводу, а другие нет. Интервью продолжает серию публикаций о проекте Булата Global Zomia, который посвящен DIY-этнографии и неакадемическим инициативам, работающим с традиционной и локальной музыкой разных регионов мира.

Сборник Japan Blues, определяемый самим автором как «атмосферный путеводитель по изнанке Японии».

БУЛАТ ХАЛИЛОВ:В интернете не так уж много информации о тебе. Как появился Japan Blues? Как бы ты описал его концепцию и цели?

ГОВАРД УИЛЬЯМС:В отличие от современников, я не очень хорош в саморекламе, но вообще в сети много всего о проекте: архивы шоу Japan Blues на NTS Radio, мое интервью для Boiler Room Collections на YouTube, пластинка Sells His Record Collection, ремиксы за последние пару лет и записи выступлений в Японии и Европе.

Все началось с безудержного коллекционирования записей и изучения музыки, не особо доступной на Западе. Со временем ее стало слишком много для меня одного, и пришлось делиться открытиями с окружающими. Я начинал с выступлений в небольших клубах и барах, что привело к приглашению на шоу лейбла Hessle Audio на Rinse FM, а затем и к запуску собственной ежемесячной программы на NTS Radio. Спустя три года, похоже, у аудитории сохраняется значительный интерес к японской музыке.

Вообще, как бы я ни делал музыку, в нее всегда проникала японская культура. Замысел Japan Blues — показать всем замечательных и необычных артистов из Японии, о которых я узнал за годы переиздания классики. 

БХ:Что скрывается за названием? Откуда в нем появилось слово «блюз»?

ГУ:Всем бывает грустно (every person has the blues) — это в природе человека. Меня по-прежнему цепляют ранние американские блюзовые записи — из них растут корни западной популярной музыки. А японская тоска (blues) живет в энкеэнкеЭнка — популярный жанр японской музыки, который, как и блюз, использует пентатонический строй. Появился после войны и окончательно обрел форму сентиментальных баллад в 1950–1980-е годы., в голосах исполнителей каёкёкукаёкёкуЖанр японской поп-музыки, который стал основой современного J-pop., минъёминъёОбщий термин традиционной японской музыки, происходит от немецкого слова Volkslied (фолк-музыка) и используется с XX века. Некоторые минъё первоначально исполнялись в перерывах между работой или во время определенных занятий. Другие минъё могут служить развлечением, аккомпанементом к танцу или элементом религиозных ритуалов. и особенно в звуках цугару-сямисэнацугару-сямисэнаЦугару-сямисэн — жанр японской музыки. Появился на полуострове Цугару (входит в состав префектуры Аомори в современной Японии). Сямисэн — трехструнная лютня, для игры на которой используют медиатор.. Мой первый микстейп для The Trilogy Tapes, вышедший много лет назад, назывался Nippon Folk, Japan Blues. Я играл в клубах — иногда даже музыку для вечеринок, — экспериментировал под разными псевдонимами, и однажды меня осенило, что Japan Blues лучше всего описывает то, чем я занимался все эти годы. А еще это игра слов: блюзом на Ямайке называют вечеринки с выключенным светом, где все могут танцевать безо всякого стеснения. Это мой любимый способ играть музыку — в стиле японского блюза.

БХ:Твое внимание к этой музыке мотивировано каким-то научным или этнографическим интересом? Или это путешествие энтузиаста в недра японской музыкальной культуры?

ГУ:Да, наверное, это просто путь энтузиаста, путь проб и ошибок (сейчас их уже меньше, чем в начале). Пока я знакомился со множеством разновидностей японской народной музыки минъё, меня очаровал местный фольклор и рабочие песни с их отсылками к синтоизму и традициям поклонения природе. Эти мелодии по-прежнему влияют на популярную музыку Японии, иногда даже на J-pop.

Мои хорошие друзья и проводники в мир японской музыки, токийские диджеи Riyo Mountains, играющие исключительно минъё, академически подходят к коллекционированию и изучению записей. Например, связываются с важнейшими японскими этномузыковедами и даже сельскими жителями, которые сохранили некоторые из музыкальных традиций. Они оказали на меня огромное влияние. Минъё был моей ранней любовью. О жанре я узнал благодаря современным профессиональным версиям, но теперь больше интересуюсь местными любительскими записями. Величайшие популяризаторы этнической музыки, такие как Алан ЛомаксАлан ЛомаксАмериканский этномузыколог, известный своими полевыми записями фолк-музыки 20 века. Он сыграл огромную роль в сохранении музыкальных традиций, особенно в Америке и Англии., понимали, что стремительная модернизация уничтожит местные традиции, и поэтому старались записать все, до чего могли добраться. В Японии сохранились большие архивы, созданные такими учеными. 

Микс диджеев из Токио Riyo Mountains

БХ:Считаешь ли ты японскую музыку «экзотической»?

ГУ:Это зависит от музыки, ведь я слушаю разные жанры. Даже японская электронная поп-музыка отличается по звучанию и эстетике от западных аналогов. Пентатонический ряд делает звучание более «восточным», но если копнуть в западный фольклор достаточно глубоко, то вы услышите, что этот ряд используется и в нем. В Эфиопии тоже пентатоника — например, меня когда-то сильно зацепили релизы Ethiopiques Series, до сих пор их слушаю. Я переписывался с одним японским этномузыкологом об эфиопской музыке, и он сказал, что «она звучит как минъё». В самом начале своих исследований я нашел в библиотеке книгу одного академика, который писал о самоориентализации: речь шла о японских студийных продюсерах, которые, возможно, часто перебарщивали с восточным звучанием.

БХ:Ты не японец — это как-то влияет на проект? В смысле преимуществ или каких-то особых качеств, например.

ГУ:Одно из преимуществ состоит в том, что люди, с которыми я сталкиваюсь, всегда готовы помочь и посоветовать. Иначе очень сложно работать с языком, в котором три алфавита, причем один из них — это китайские иероглифы, которые сами японцы не всегда могут разобрать.

Будучи лондонцем, я хорошо знаком с панком, регги, соулом и другой городской музыкой. И безусловно, этот бэкграунд как-то повлиял на то, что я ищу в японской музыке в смысле тональности и настроения. Тем не менее я в равной степени очарован и чисто местными мелодиями энки и каёкёку.

По мере того как мир становится все более открытым, опыт перестает зависеть от формальных границ

БХ:Есть ли, на твой взгляд, в японской музыке какой-то особый смысл, понять который могут только японцы?

ГУ:Конечно, языковой барьер скрывает глубокий смысл от представителей других народов. Энка выражает чувство любовной утраты, тоску по покинутым родным местам. Последнее особенно остро чувствуется, если знать контекст миграции сельских жителей в большие города, которая раздувала экономический пузырь 1960–1980-х годов. Минъё же встречается повсюду в стране, некоторые песни знакомы каждому японцу, например те, что поют во время работы, или посвященные отдельным регионам и их природе. Субкультура и музыка айдоруайдоруАйдору (идол) — артист в японской поп-культуре, пользующийся популярностью исключительно за счёт внешней привлекательности, тщательного продуманного имиджа и личности., характеризующаяся квазирелигиозным поклонением исполнителям, тоже странно действует на японских фанатов. Но на канале NHK TV недавно вышел репортаж о европейском поклоннике айдору, приехавшем в Японию, чтобы увидеть свою любимую звезду. Следуя тем же поведенческим паттернам, что и местные фанаты-отакуотакуЯпонское определение для людей со всепоглощающими интересами; «суперпоклонник»., он, размахивая светящейся палочкой во время концерта на переполненном стадионе, плакал от восхищения якобы фантастической личностью исполнителя. По мере того как мир становится все более открытым, подобный опыт перестает зависеть от формальных границ. Я наконец побывал на нескольких летних фестивалях Бонлетних фестивалях БонТрадиционный буддистский фестиваль поминовения усопших предков, который длится три дня. и был глубоко тронут атмосферой, хотя всего-навсего гайдзин (иностранец).

БХ:В рамках проекта Japan Blues ты занимаешься кураторством и составлением сборников, делаешь музыкальные коллажи и выступаешь. Существуют ли принципиальные отличия между этими вещами? Или же все они — лишь разные стороны одного явления?

ГУ:Я бы сказал, что это разные стороны одного явления. В случае сборников все сводится к выпуску конечного релиза. С японскими лейблами традиционно очень непросто иметь дела, и, кроме того, система менеджмента исполнителей там очень архаична. Задаешься вопросом, не является ли это последствием афер, провернутых в прошлом иностранными компаниями. В треки часто требуется вносить изменения, и это тормозит работу. В организации выступлений или записи миксов куда больше свободы. Например, концерты проходят вживую, так что в них всегда есть место импровизации и ошибкам.

Обложки альбомов Sells His Record Collection, Kotonoid, The Kasai Osharaku Preservation Society and others (вышел на лейбле Em Records), и 7FO группы Ryu no Nukegara (вышел на лейбле Em Records)

БХ:

Создавая коллажи для своего радиошоу, ты смешиваешь музыку разных эпох, контекстов и стилей. Тебе когда-нибудь казалось, что от этого вторжения целостность музыки нарушается?

ГУ:Возможно, для каких-нибудь пуристов это так. Хип-хопу уже 40 лет, а ведь это форма искусства, которая встряхнула «чистоту жанра» за шкирку, использовав музыку прошлого для создания чего-то нового. Моя программа на радио — это двухчасовое путешествие через музыку определенной страны от глубокого прошлого и до наших дней. Все, что говорится (в этом интервью) или делается (для радиошоу), всегда может быть вырвано из контекста. Я и не жду, что это понравится всем.

БХ:Твои релизы и радиошоу часто появляются на экспериментальных европейских площадках, таких как NTS и The Trilogy Tapes, но не на японских или посвященных этнографии платформах. Как ты считаешь, почему?

ГУ:Исследованиями я занимался в музыкальных магазинах, в библиотеках, разговаривая с людьми и, конечно же, в интернете. Эти знания заработаны большим трудом и стоили многих ошибок. Я сомневаюсь, что смогу издаться на этнографическом лейбле, например Folkways. Музыка в моих сборниках современная, пусть и не западная, и я бы не назвал то, чем занимаюсь, этнографией. Сборник джазового и блюзового исполнителя Маки Асакавы, который я сделал для Honest Jon's Records во время работы там, в конце концов вышел и в Японии под названием Maki Asakawa: UK Selection. То же произошло со сборником гитариста Такэси Тэраути Nippon Guitars. Ко мне пока ни разу не обращались японские лейблы, хотя с ними было бы работать приятнее всего. Так что, японские лейблы, свяжитесь со мной, пожалуйста!

БХ:Почему, по-твоему, европейским лейблам и слушателям так интересна неевропейская музыка? Видишь ли ты в этом какие-то следы колониальной политики или идеологий, в нее встроенных?

ГУ:Конечно, люди начинают уставать от старых формул, которые им снова и снова предлагает столь же измученная индустрия. Я сомневаюсь, что поклонники этой музыки ведут себя как колониалисты, хотя, возможно, где-то на заднем плане и притаился старый добрый ориентализм. Но если говорить о лейблах, то, конечно, среди них есть те, что эксплуатируют определенные темы. Яркий современный пример — ситуация с африканской музыкой, но проблема не нова: до африканского бума так же было и с регги. Десятилетиями успешные европейские регги-лейблы (не буду называть) выпускали записи без разрешения или нарушая условия лицензии. Перед этими компаниями благоговели миллионы коллекционеров пластинок, незнакомых с реальным положением дел. Во время африканского музыкального бума появилось множество лейблов, и политику некоторых из них в отношении исполнителей действительно можно назвать колониальной. Они эксплуатируют музыкантов, продюсеров и правообладателей, которые находятся слишком далеко или не имеют средств, чтобы что-то с этим сделать. В Европе есть лейблы, занимающиеся подобной эксплуатацией безнаказанно, иногда они даже указывают на своих релизах фальшивые контактные данные. При этом есть и прекрасные лейблы, которые с любовью относятся к музыке и строго следят за выплатой роялти. Кстати, существует и множество японских бутлегов европейской музыки.

Перевод с английского Александра Захарова

Авторы
Булат Халилов
Этнограф, журналист, сооснователь лейбла Ored Recordings, специализирующегося на полевых записях традиционной музыки Кавказа, России и мира. Живет и работает в Нальчике.
Говард Уильямс
Коллекционер винила, издатель и диджей. Основатель проекта Japan Blues и ведущий одноименного шоу на NTS Radio.