(EE)
EN / RU
Community

Beyond the Treaty of Kars

A map of Kars. From “Different Views of the Major Cities in Persia” issued by Homann Erben, the firm of German geographer Johann Homann. Nuremberg, 18th century
University of Michigan Clark Library Maps

Our open-call finalist, art historian Bella Radenović tells the story of shifting borders around Kars in northeast Turkey. Her research was inspired by an inconspicuous tailor shop in Tbilisi, where a Kurdish tailor, an Armenian dressmaker, and a Russian seamstress were sharing work and stories. “The Kurd and the Armenian,” writes Bella, “lavished me with their nostalgia-filled tales about their hometown of Kars, famous for the 1921 treaty which established modern borders between Turkey, Armenia, Georgia and Azerbaijan.” 

There are fewer places in Eurasia as familiar with experiences of shifting borders and displacement as the area around the city of Kars in northeast Turkey. It was several years ago that I first heard of Kars in a bustling tailor shop in Tbilisi, in what must be the most multicultural institution in an otherwise painfully gentrified and chi-chi district of Vake. It so happens that the families of the Yezidi tailor Dato and the Armenian dressmaker Gayane, who I got to know rather well over these years, both hail from Kars. Although born and bred in Soviet Georgia, they share a sense of otherness and nostalgia for their ancestral land. Such wistful ache for a distant time or place one has never been to is characteristic of many displaced communities living across the Caucasus. As someone who specializes in cross-cultural exchange during the medieval period, I cherish the polyphonic quality of Tbilisi’s population and its eclectic architectural history, which includes a late antique Zoroastrian temple, an early twentieth-century synagogue, and a Friday mosque serving both Sunni and Shia communities. In the wake of yet another regional conflict, I am however reminded of the oft-tragic circumstances that have brought about this diversity. 

Like nearby Ani, now in ruins but once a bustling medieval city and the capital of the Bagratid Armenian kingdom, Kars has been a borderline from time immemorial. This is in part due to its location on a secluded and high plateau overlooking a ravine, where the plateau of Eastern Anatolia meets the mountains of the Lesser Caucasus. In 1829 Alexander Pushkin, Russia’s best known Romantic writer who was exiled to the Caucasus for writing politically charged and lewd poetry, journeyed from TiflisTiflisName used for Tbilisi during the period when the city was the seat of the Imperial Viceroy of the Russian Empire. to the area, visiting his friends at the Russian military base with the Russo-Turkish War in full swing. In his journal he wrote of his burning wish to set foot on foreign land: galloping towards the border he spurred his horse across it only to learn that it has been recently moved and that he was, in fact, still in Imperial Russia. 

Some may recall that Kars is where Orhan Pamuk chose to set his 2002 novel Snow (Kar in Turkish), which explores clashes between different religious and political factions of modern-day Turkey. In the book, the multi-cultural past of sleepy and forlorn Kars, located at the geographical and cultural margins of Turkey, is evoked through images of “old decrepit Russian buildings with stovepipes sticking out of every window” and “the thousand-year-old Armenian church towering over the wood depots and electric generators.” Yet, to many in the region, the city is more familiar through its association with the Treaty of Kars, a 1921 “treaty of friendship” between Turkey and the Transcaucasian republics of Azerbaijan, Georgia, and Armenia, then under Bolshevik control. 

Many of the conflicts, hostile attitudes, and territorial disputes that defined the early twentieth history of the region are still far from resolved

Signed in a railway carriage one hundred years ago, the treaty established common borders between the four signatories, “agreeing on the principle of the fraternity of the nations and on the right of the peoples to dispose freely of their destiny.” It came hot on the heels of skirmishes, conflicts, and full-blown wars that erupted in the South Caucasus and eastern Anatolia between the Transcaucasian republics, then briefly independent, and the Turkish National Movement, which emerged after the defeat and subsequent partitioning of the Ottoman Empire in the wake of World War I. 

It was thanks to this treaty that Batumi—the city of my birth some thirty years ago—lay within the frontiers of Soviet Georgia rather than Turkey. When in 1921 Turkey ceded the strategic port of Batum and its surrounding area to the Georgian Socialist Republic, it received the areas which it had (re)-captured in the late 1910s, at the time when it was forcefully redefining itself as a single-nation state. Other ceded territories included the southern half of the former Artvin Okrug, once a spiritual and cultural center of medieval Georgia, the former Kars Province, and parts of the Erivan Governate including Mount Ararat, a potent symbol of Armenian identity. Both Georgia and Armenia have deeply cherished memories of the areas lost in accordance with the terms of the 1921 treaty, and there have been several attempts at negotiating border adjustments, all of which to date have failed. 

A hundred years on, the demarcations stipulated by the Treaty of Kars are still in place. Yet, many of the conflicts, hostile attitudes, and territorial disputes that defined the early twentieth history of the region are still far from resolved, as demonstrated by the recent war in Nagorno-Karabakh. On maps, borders are demarcated in ways that suggest their unambiguous and fixed status, but the realities of lived experiences on the ground regularly call into question the notions of stability guaranteed by borders, as the anecdote with Pushkin failing to traverse the border cited earlier suggests.

Views of the city and fortress Kars in the 1870s–1880s. Photos by Dmitri Yermakov and Dmitri Nikitin, from the collection of the State Historical Museum of Russia.
83773/5182, 83773/7245, 83773/7222, 96851/841, 82846/380 / The State Historical Museum of Russia

Today, as in 1921, the Treaty of Kars plays a far greater role in the geopolitical life of the broader region than the city after which it takes its name. Located along the east-west trade routes of Asia Minor, Kars has been home to several cultures and empires throughout its centuries-long history. Although associated with the Armenians, who had inhabited Eastern Anatolia for centuries, Kars has been a battleground for many powers since ancient times and its modern name is believed by some to derive from the Georgian kari, meaning gate or door. In his The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, the eighteenth-century English writer Edward Gibbon referred to Kars and its environs as a “theatre of perpetual war.” A sight of much bloodshed and plunder, Kars has been both at the crossroads and at the edges of two seemingly irreconcilable worlds, wedged between the Greco-Roman and later Byzantine world to the west, and the Persian and later Abbasids, Seljuk, and Mongol worlds to the east and south. Although we know from sources that itinerant traders rubbed shoulders with the area’s vibrant Christian and Islamic populations, one inscription from the medieval walls proclaims with open hostility that they had been built “by Christians” and were set up “against foreigners.”

Indeed, Kars had a sizable Christian population throughout its medieval and modern periods, which included Armenians, Greeks, and to a lesser extent Georgians. The tenth century even saw it turn into a center of Bagratid Armenia and become the capital of the Armenian kingdom of Vanand. Less than a century later, however, Kars changed hands to become part of the Byzantine Empire and then the Seljuk Empire, a Turko-Persian Sunni empire. In the early thirteenth century, the joint Armenian and Georgian army gained control of Kars only to lose it to the Mongols in 1242. In the following centuries, Kars continued serving as a battleground for Georgians, Ottomans, Persians, and finally Russians, who captured it during the Russo-Turkish War of 1877-1878. This led to the mass migration of the majority of the Turkish population of Kars to the Ottoman Empire and the arrival of Armenians and Greeks from the Ottoman-controlled areas of Anatolia into Kars. Re-captured by Turkish Revolutionaries in 1920 during the Turkish-Armenian War, Kars saw most of its Armenian population driven out for good and a number of its Armenian and Greek churches demolished. Today, the population of Kars is comprised of Turks, Azerbaijanis, and Kurds. 

In 2006, Naif Alibeyoglu, a former mayor of Kars, commissioned a thirty meter tall concrete sculpture titled Monument to Humanity as a gesture to promote peace between the people of Turkey and Armenia. Representing two abstracted upright figures reaching to hold the other’s hand, the statue was intended to stand across from the Castle of Kars and be visible from the Armenian border. In 2011, Recep Tayyip Erdoğan, then Prime Minister, ordered that the nearly completed monument be removed, calling it a “monstrosity.” Despite protests, the sculpture was demolished, crushing with it crucial steps towards the acknowledgement of divisions wrought by territorial disputes and population displacements. I sometimes wonder how different a place Kars would have become if it were not for the consequences of the 1921 treaty. 

Monument to Humanity by Mehmet Aksoy in Kars, 2011
Ggia / Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0
Contributors
Bella Radenović
Art historian and environmental activist, based in London. Bella is doing a PhD at the Courtauld Institute of Art in London, and her thesis focuses on the visual culture of medieval Georgia. Her research interests include cross-cultural exchange in the Eastern Mediterranean and the South Caucasus, materiality of inscriptions and collective patronage of art in mountainous regions such as Svaneti. She is the editor-in-chief of immediations, Courtauld's annual peer-reviewed journal.

(EE)
EN / RU
Сообщество

По ту сторону Карсского договора

Карта Карса, выпущенная фирмой германского географа Иоганна Гоманна Homann Erben. Лист «Различные планы самых известных городов Персии». Нюрнебрг, XVIII век

University of Michigan Clark Library Maps

Финалистка нашего опен-колла, искусствовед Белла Раденович, рассказывает о городе Карс в северо-восточной Турции и нестабильных границах в этом регионе. На исследование ее вдохновили ностальгические истории, которыми с ней поделились в неприметной мастерской в Тбилиси. Работники мастерской — курдский портной и армянская портниха — оказались родом из Карса, где в 1921 году был заключен мирный договор между Турцией, Арменией, Грузией и Азербайджаном, предопределивший драматичную судьбу этой территории. 

В пределах Евразии не так много мест, которые претерпевали бы изменение границ и перемещение населения так же часто, как это происходило с областью вокруг города Карса на северо-востоке Турции. Я впервые узнала о Карсе несколько лет назад в шумной тбилисской мастерской по пошиву и ремонту одежды, представляющей собой, должно быть, одно из самых мультикультурных заведений болезненно джентрифицированного и модного района Ваке. Вышло так, что семьи езидского портного Дато и армянской портнихи Гаяне, которых я хорошо узнала за эти годы, — из Карса. Хотя они родились и выросли на территории советской Грузии, им, по-видимому, не чуждо переживание инаковости вкупе с ностальгией по земле предков. Эта горькая тоска по временам и местам, в которых ты никогда не был, характерно для переселенных общин Кавказа. Как человек, который занимается межкультурными связями, существовавшими на Кавказе в средневековый период, я ценю полифонию, присущую обитателям Тбилиси и его эклектичной архитектурной истории, в которой нашлось место как позднеантичному зороастрийскому храму, синагоге начала XX века и соборной мечети для местных суннитских и шиитских сообществ. Однако в свете очередного регионального конфликта корни этого культурного разнообразия, которые нередко носят трагический характер, напоминают о себе.

Как и близлежащий и нынче лежащий в руинах Ани, когда-то оживленный средневековый город и столица армянского царства Багратидов, Карс с незапамятных времен был пограничной территорией. Отчасти это связано с его расположением на изолированном горном плато, возвышающемся над ущельем в том месте, где плато Восточной Анатолии встречается с горами Малого Кавказа. В 1829 году Александр Пушкин отправляется из Тифлиса в этот район, чтобы навестить друзей, находящихся на российской военной базе. Война с Турцией как раз идет полным ходом. В своем дневнике Пушкин пишет о жгучем желании ступить на чужую землю: галопом несется он к границе и подстегивает своего коня только для того, чтобы узнать, что границу недавно перенесли и он все еще в императорской России*. 

Некоторые могут припомнить, что именно в Карсе разворачивается действие романа Орхана Памука «Снег» (Kar), написанного в 2002 году и посвященного столкновению между различными религиозными и политическими группировками современной Турции. В этой книге мультикультурное прошлое тихого и заброшенного Карса, находящегося на географической и культурной периферии Турции, возвращается к жизни с помощью образов «старых и ветхих русских домов, из окон которых наружу высовывались печные трубы» и «армянской церкви, пустующей уже тысячу лет и возвышающейся между дровяными складами и электрическим трансформатором». Впрочем, многие жители региона знают о городе по Карсскому договору 1921 года, заключенному между Турцией и закавказскими республиками Азербайджаном, Грузией и Арменией, в то время находившимися под контролем большевиков. 

Многие конфликты, враждебные настроения и территориальные споры, определявшие историю региона в начале ХХ века, далеки от своего разрешения

Договор, подписанный сто лет назад в железнодорожном вагоне, установил общие границы между четырьмя сторонами, «разделяющими принципы братства наций и права народов на самоопределение». Вскоре после этого на Южном Кавказе и в Восточной Анатолии начались столкновения и полномасштабные войны между закавказскими республиками, на недолгое время получившими независимость, и Турецким национальным движением, возникшим после поражения и последующего раздела Османской империи в результате Первой мировой войны.

Именно в силу этого договора Батуми — город, в котором я родилась около тридцати лет назад, — находился на территории советской Грузии, а не Турции. Уступив в 1921 году Грузинской Советской Социалистической Республике стратегический порт Батум и прилегающие к нему районы, Турция получила территории, захваченные ею в конце 1910-х годов, в момент своего вынужденного самоопределения в качестве мононационального государства после падения Османской империи. Другие уступленные ей территории включали в себя южную часть бывшего Артвинского округа, некогда духовный и культурный центр средневековой Грузии, бывшую Карсскую область и части Эриванской губернии, где также находилась гора Арарат, важнейший символ армянской идентичности. Как Грузия, так и Армения глубоко чтят память о территориях, утраченных по договору 1921 года, в связи с чем было предпринято несколько попыток провести переговоры о пересмотре границ, ни одна из которых не увенчалась успехом.

Сто лет спустя предусмотренные Карсским договором границы находятся на том же месте. Многие конфликты, враждебные настроения и территориальные споры, определявшие историю региона в начале ХХ века, далеки от своего разрешения, как показала недавняя война в Нагорном Карабахе. На картах границы однозначны и закреплены, но реальность регулярно заставляет сомневаться в этом, о чем свидетельствует ранее приведенный эпизод из жизни Пушкина, которому не удалось границу пересечь.

Вид города и крепости Карс в 1870-1880-е годы. Фотографии Дмитрия Ермакова и Дмитрия Никитина

83773/5182, 83773/7245, 83773/7222, 96851/841, 82846/380 / Государственный исторический музей

Сегодня, как и в 1921 году, Карсский договор играет гораздо большую роль в геополитической жизни региона, чем город, от которого происходит его название. Расположенный вдоль торговых путей, тянувшихся с востока на запад по Малой Азии, на протяжении своей многовековой истории Карс был домом для разных культур и империй. Хотя город ассоциируется с армянами, которые веками населяли Восточную Анатолию, он с древних времен был полем брани многих держав, а его название, Карс, полученное в Новое время,  происходит, как полагают некоторые, от грузинского kari, что означает «ворота» или «дверь». В своей «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдуард Гиббон, британский историк XVIII века, называет Карс и его окрестности «театром вечной войны». Повидав множество кровопролитных сражений и грабежей, Карс находился одновременно и на пересечении, и по краям двух, как кажется, непримиримых миров, зажатых между греко-римским, а затем византийским миром на западе и персидским, а затем аббасидским, сельджукским и монгольским мирами на востоке и юге. Хотя из источников известно, что бродячие торговцы тесно общались как с энергичным христианским, так и с мусульманским населением области, одна из надписей на средневековых стенах города возвещала с неприкрытой враждебностью, что стены эти были построены «христианами» и возведены «против иноземцев».

В Средневековье и Новое время Карс имел значительное христианское население, в которое входили армяне, греки и в меньшей степени грузины. В X веке он даже стал центром Багратидской Армении и столицей армянского Ванандского царства. Однако меньше чем через столетие Карс перешел в руки сначала Византийской, а затем Сельджукской, то есть тюрко-персидской суннитской империи. В начале XIII века объединенная армянская и грузинская армия установила контроль над Карсом, а затем уступила его монголам в 1242 году. В последующие столетия Карс продолжал быть полем боя для грузин, османов, персов и, наконец, русских, которые захватили его во время войны с Турцией в 1877–1878 годах. Это привело к массовой миграции большинства турецкого населения из Карса в Османскую империю и притоку в Карс армян и греков из Анатолии. Большая часть армянского населения была навсегда изгнана из захваченного турецкими революционерами Карса в 1920 году, во время турецко-армянской войны, и многие армянские и греческие церкви были разрушены. Сегодня население Карса состоит из турок, азербайджанцев и курдов.

В 2006 году бывший мэр Карса Наиф Алибейоглу в качестве примирительного жеста в отношении народов Турции и Армении заказал бетонную скульптуру высотой тридцать метров, названную «Монументом человечности». Статуя, представляющая собой две абстрактные вертикальные фигуры, протягивающие друг другу руки, должна была стоять напротив Карсского замка и быть видна с армянской границы. В 2011 году Реджеп Тайип Эрдоган, в ту пору служивший премьер-министром, распорядился убрать почти законченный монумент, назвав его «чудовищным». Несмотря на протесты, скульптура была разрушена, а вместе с ней были остановлены важнейшие попытки признания раскола, последовавшего за территориальными спорами и насильными перемещениями населения. Временами я спрашиваю себя, чем бы стал Карс, если бы не последствия, которые повлек за собой договор 1921 года.

«Монумент человечности» Мехмета Аксоя в Карсе, 2011 год
Ggia / Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

* Имеет смысл полностью привести яркий фрагмент, на который ссылается автор: «Я поскакал к реке с чувством неизъяснимым. Никогда еще не видал я чужой земли. Граница имела для меня что-то таинственное; с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по Югу, то по Северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России. Я весело въехал в заветную реку, и добрый конь вынес меня на турецкий берег. Но этот берег был уже завоеван: я все еще находился в России». (Пушкин А. С. Кавказский дневник // Дневники. Записки. — СПб: Наука, 1995. — С. 141. — Прим. перев.)

Перевод с английского Марины Симаковой

Авторы
Белла Раденович
Искусствовед и активистка движения в защиту окружающей среды, живущая в Лондоне. В данный момент Белла работает над PhD диссертацией, посвященной визуальной культуре средневековой Грузии, в Институте искусства Курто. Ее исследовательские интересы включают межкультурный обмен в Восточном Средиземноморье и на Южном Кавказе, материальность надписей и коллективная поддержка искусства в горных районах Сванетии. Также Белла работает главным редактором журнала immediations, рецензируемого ежегодника при институте Курто.