(EE)
EN / RU
Music

Muqata'a on the Reality of Sound and Fiction of Borders

Covers of albums by Muqata'a: حيوان ناطق – Hayawan Nateq (2013) and لا لِسَانَ لَه – La Lisana Lah (2017)

The Palestinian artist and producer Muqata’a spoke with music curator and DJ Nikita Rasskazov about his musical roots, how sound is shaped by political context, and how it can counter physical and mental occupation. The co-founder of Ramallah Underground music collective, now based between Berlin and Palestine, shares his vision and the methods behind his latest release, Kamil Manqus كَامِل مَنْقوص, and speaks to the ever-shifting nature of borders for Palestinians.

Nikita Rasskazov:Congratulations on your latest release! Just before the pandemic, you moved to Berlin in order to make touring easier than it was operating out of Palestine. Is it the first time you’ve moved abroad and how has your feeling of home been transformed?

Muqata'a:It’s not the first time I moved out of Palestine. First, I lived for ten years in Cyprus and later I studied music in the US, though I didn’t complete my studies and left after a year and a half. And to be honest I feel like I’m not home anywhere— even when living in Ramallah I am considered a refugee internally in Palestine. I always feel I’m not belonging to a specific place.

And since I’ve been in Berlin it was so difficult to move around the city, to meet and open new doors. So in a way I still haven’t moved to Berlin—I am in the same network as before, which I love, but one of the reasons I came here was also to meet new artists.

NR:If we are to talk about isolation—you mentioned that you started music making during forced isolation in the early 2000’s, how did it happen?  

M:I had already tried to make music before it but in 2002 we were put under a long curfew—no Palestinian was allowed to leave the house. It was a traumatic experience—there were tanks outside, people being shot, our neighbors being arrested, everything was just outside the window. It is when I was forced to be at home and I needed something to get out. Now when I look back at it, I see that I had this urgency to get out, create something to express how I feel. It was around that time I made the first track without any equipment to record, just a microphone in my headphones for the voice. Some time after we started a group, Ramallah Underground, which was vocal and responding in a real, direct manner to the situation. So it was my medicine and a way to heal. And that stayed with me—I always have that need to make music. If I don’t do it for a few days I start to feel there is something wrong with me.

NR:Considering this, it seems natural that your sound carries this distinct industrial character with disrupted rhythms and textures. But why did you adapt hip-hop oriented production in the first place? Was it popular in Palestine in the early 2000’s?

M:Back in the 1990’s the only way for us to listen to new music was through people that were traveling and coming back to Palestine—like friends who brought over cassettes and later CDs. My older brother was really into hip-hop and punk so I would listen to what he listened to. I felt hip hop really spoke to me even without understanding the lyrics. Through its aggressive style and protest sound it felt somewhat real. So when I first started making music it was the sound I tried to recreate. Though I don’t hold on to it purposely, it’s still a natural beginning for me when I start a track.

Muqata'a's first solo work after Ramallah Underground

NR:Throughout your career, developing an artistic community seems to have been a vital process—do you find it harder to maintain that when the community is spread across the globe?

M:I am actually based between Berlin and Ramallah—many of my friends and gear are still there, so it is mostly because of COVID that I spend so much time here in Berlin. But my plan is to continue living between places, living in Palestine for most of my life. We are very divided there geographically because of the apartheid wall and check-points. Palestinians from different cities are not allowed to travel from place to place. So we developed ways to collaborate online without being present long before it became so common. It is normalized for lots of Palestinians artists.

NR:Does this affect your sense of the idea of “borders,” since for Palestinians they have been historically compromised?

M:Honestly, for me and a lot of Palestinians the very idea of it is obstructed, completely temporary. We never had any clear borders, it was always fluid and the memory for the whole place is impossible. You see how the city is now, but ten years later it will be completely different. A lot of it was taken away or there is a new Israeli settlement on the side. It is a play on your idea of your personal and public spaces which are always being shifted. For me it is difficult to make any kind of connection with a place I’m in. And, being a person who doesn’t believe in borders, it feels like you are actually fighting, resisting, and calling for your sovereignty because that’s the equivalent of having your own borders which were taken away.

NR:How does the situation in Palestine differ from the situation in Russia where artists are persuaded often in an indirect way through relatives to leave the country or are being forced out?

M:The Palestinian government do not have that power over people—they are quite weak, but getting stronger through trainings with the US army and other external forces. But they are not really focusing on artists—we have Israeli authorities and it’s them who arrest artists, journalists, and other people who fight for change.

NR:How do you see the relationship between verbal and non-verbal political expression in your music?

M:I wouldn’t say the instrumental part is less political than the verbal, but it is more open to interpretation. I try to present some ideas and keep my identity through the sounds I encounter, like recordings of check-points from the Palestinian borders and military vehicles. They are all very weaponized—it is like a war of sounds and they are all directed at us. For example, the Israeli army uses their F-16 jets to make a kind of sonic boom when the planes travel faster than the speed of sound for a few seconds and create the sound of an explosion. That’s part of their psychological warfare, using sound against us. It creates fear, tension, a traumatic experience even when there is no need for that. For me it is a very big necessity to respond, either by sampling it and processing it or by finding other ways, like track names, especially on the new album.

The title track from Muqata'a's latest album, Kamil Manqusامِل مَنْقوص

NR:You‘ve said that the first track from the album, “Quboor Mamila”, refers to an important place in Jerusalem—what is the story behind it?

M:It is about the Mamilla Cemetery, which is an ancient graveyard where the people who fought for Salah ad-DinSalah ad-DinA 12th century Muslim ruler who led the military campaign against the Crusader states in the Levant. are buried. It means a lot to the history of the city, but Israel completely destroyed the graves and built both a shopping mall and, ironically, a Museum of Tolerance. The album is centered around communication with ancestors. Another example is the track “Simya” which is something between a ritual and forgotten science like alchemy.

It used numbers and letters to communicate with the immaterial, that which was beyond the physical world. But some described it negatively as a way to reach immortality, to gain more knowledge than the average person knows through being in touch with the spirits. Simya was seen as magic and eventually banned by the Muslim caliphate. I feel that music works a lot in the same way.

Muqata'a. كَامِل مَنْقوص – Kamil Manqus (2021)

NR:And what is the situation with local 20th century music—are there attempts to preserve it today?

M:My friend and I started an archive eight years ago and stopped doing it these past two years. We were digitizing and archiving a lot of the vinyl we could find and made a weekly blog, because it felt urgent—this music was being erased. Also there is a really interesting group of people in Ramallah called Nawa who specifically try to preserve old Palestinian music and art—sheet music, old recordings, by bringing modern musicians to perform and re-record those pieces. But the important thing is that being Palestinian also means you are a part of the whole region which includes Syria, Lebanon, Iraq, Egypt, and Yemen. You cannot be isolated, it is not a specific culture of Palestine, it is all connected and feels like one big scene.

NR:With you becoming more visible, do you feel pressure and responsibility to represent contemporary Palestinian music?

M:It’s something that I often think about. I don’t feel like I represent everyone or even myself. I just do what I feel is right. When someone writes about me I feel that I’m put in that position. My goal is not to represent, but to be in communication with everyone, to ask questions, to spark a discussion. To provoke them to think about things in new ways and to stay focused on things that really matter, not to get lost in this new world we live in behind screens—this is what I believe in and work towards. But it’s difficult to keep things constant and continuous which is representative of my reality and life in Palestine where nothing is consistent, unclear, interrupted. You move one way and there is a checkpoint, you try to make music, electricity gets cut off. Something is always breaking the continuity of my reality which I represent through sound.

Contributors
Muqata'a
Musician and beat-maker living between Berlin and Ramallah, Palestine. His photo on our contributors page was taken by Raouf Haj Yihya.
Nikita Rasskazov
Curator of music programs at the V–A–C foundation and artistic program at Mutabor, clarinetist, and occasional DJ whose interests are focused on issues of the political in music, phenomenology of sound, and non-professional and community-based music practices.

(EE)
EN / RU
Музыка

Muqata'a — о настоящем звуке и мнимых границах

Слева: Обложка альбома Muqata'a حيوان ناطق – Hayawan Nateq (2013)
Справа: Оформление его записи لا لِسَانَ لَه – La Lisana Lah (2017)

В интервью куратору и диджею Никите Рассказову палестинский продюсер Muqata’a рассказал о своих музыкальных корнях, влиянии политического контекста на творчество и способности звука противостоять оккупации тела и разума. Сооснователь коллектива Ramallah Underground, живущий между Берлином и Палестиной, также описал метод, использовавшийся им во время записи релиза Kamil Manqus كَامِل مَنْقوص, и изменчивую природу границ, хорошо знакомую всем палестинцам.

Никита Рассказов:Поздравляю с недавним релизом! Прямо перед пандемией ты переехал из Палестины в Берлин, чтобы было проще гастролировать. Впервые ли ты уехал за границу? Как изменилось твое ощущение дома?

Muqata'a:Я не впервые уехал из Палестины. Я прожил десять лет на Кипре, а позже изучал музыку в США, но не завершил обучение и уехал через полтора года. Честно говоря, нигде не чувствую себя дома — даже в Рамалле считаюсь внутренним палестинским беженцем. И никогда не чувствовал, что принадлежу какому-то конкретному месту.

С тех пор, как я переехал в Берлин, было сложно перемещаться по городу, встречать людей, находить новые возможности. Так что в некотором смысле я так и не переехал в Берлин, а нахожусь в той же среде, что и раньше, и мне она нравится. Однако одной из причин для переезда было желание познакомиться с другими артистами.

НР:Раз уж мы заговорили об изоляции. Ты упомянул, что начал делать музыку, находясь в вынужденной изоляции в начале 2000-х. Как это произошло?

M:Я и раньше пробовал делать музыку, но в 2002-м ввели круглосуточный комендантский час: всем палестинцам запрещалось покидать дома. Это был травматичный опыт: ездили танки, в людей стреляли, соседей арестовывали — и все прямо за нашими окнами. Я был вынужден сидеть дома, и мне было необходимо чем-то себя занять. Теперь, когда вспоминаю об этом, то понимаю, что чувствовал потребность выбраться, как-то выразить свои чувства. Примерно тогда сделал свой первый трек без какого-либо звукозаписывающего оборудования — только микрофон в наушниках, который я использовал для записи голоса. Через некоторое время организовал коллектив Ramallah Underground, который открыто выражал свое мнение о сложившейся ситуации. Это было моей терапией, способом исцеления, который так и остался со мной: мне всегда нужно делать музыку. Если этого не происходит несколько дней, мне становится не по себе.

НР:Тогда характерное звучание твоей музыки — индустриальное, со рваным битом и текстурами — кажется естественным. Но почему ты изначально обратился к хип-хопу? Был ли он популярен в Палестине в начале 2000-х?

M:В 1990-х услышать новую музыку можно было только благодаря тем, кто мог путешествовать. Друзья привозили в Палестину кассеты и диски. Мой старший брат любил хип-хоп и панк, а я просто слушал то же, что и он. Даже не понимая слов, чувствовал, что хип-хоп близок мне. Из-за своего агрессивного стиля и протестного звука он казался чем-то настоящим. Когда я только начинал делать музыку, то стремился воссоздать это звучание. Теперь я не делаю этого сознательно, но, когда работаю над новым треком, так сначала получается само собой.

Запись с первого сольного альбома Muqata'a

НР:Кажется, что на протяжении всей карьеры создание сообщества было для тебя важно. Сложно ли поддерживать его теперь, когда его участники раскиданы по миру?

M:Сейчас я живу между Берлином и Рамаллой. Многие мои друзья, а также оборудование все еще в Палестине, а из-за COVID мне приходится проводить большую часть времени в Германии. Но планирую продолжать перемещаться и проводить много времени в Палестине, жить там. Из-за апартеида, барьеров и блокпостов мы разобщены географически: палестинцам запрещено передвигаться между городами. Так что мы научились сотрудничать по сети задолго до того, как это стало повсеместным. Это нормально для многих палестинских артистов.

НР:Влияет ли это на твое восприятие идеи границ? Ведь для палестинцев они всегда находились под угрозой.

M:

Если честно, то для меня и многих палестинцев сама эта идея недоступна, временна. У нас никогда не было четких границ, они всегда изменялись, а запомнить место целиком просто невозможно. Через десять лет город будет не таким, как сейчас. Часть его забрали, а на окраинах появляются израильские поселения. Это игра с восприятием личного и общественного пространства, которые постоянно меняются. Мне сложно почувствовать себя частью места, в котором живу. Я сам не верю в границы, но кажется, что вся борьба, сопротивление и стремление к суверенитету — замена собственных границ, которых тебя лишили.

НР:Чем положение в Палестине отличается от ситуации в России, где артистов вынуждают — зачастую не напрямую, а через давление на родственников — покинуть страну или высылают?

M:Правительство Палестины довольно слабое, и у него нет такой власти над народом, но благодаря учениям с армией США и другими иностранными государствами оно становится сильнее. Однако им нет дела до артистов: у нас есть израильские силы безопасности, которые и занимаются ловлей художников, журналистов и других людей, борющихся за перемены.

НР:Как соотносятся вербальные и невербальные способы выражения политического в твоей музыке?

M: Я бы не сказал, что инструментальная часть менее политизирована, чем вербальная, она лишь больше открыта к разным интерпретациям. Я стараюсь выразить в музыке какие-то идеи и сохранить собственную идентичность с помощью повседневных звуков, например записи происходящего на палестинских блокпостах и звучания военной техники. Звук становится оружием, что направлено на нас. Израильская армия, например, использует истребители F-16 для звуковых ударов, которые возникают, когда самолет преодолевает звуковой барьер. Использование звука против нас — часть психологической войны, это вызывает страх, напряжение и рождает травматический опыт, даже когда в этом нет прямой необходимости. Мне важно реагировать на это любым путем — как семплируя и обрабатывая звуки, так и используя другие методы, например говорящие названия треков, как на новом альбоме.

Трек «Совершенно несовершенный» (Kamil Manqus كَامِل مَنْقوص) с одноименного альбома

НР:Ты говорил, что Quboor Mamila, первый трек с последнего альбома, связан с важным местом в Иерусалиме. Что это за история?

M:Речь идет о древнем кладбище Мамилла, где похоронены люди, сражавшиеся вместе с Салах ад-ДиномСалах ад-ДиномМусульманский правитель, живший в XII веке и боровшийся с крестоносцами в Леванте.. Это место важно для истории города, но Израиль сравнял могилы с землей, построил там торговый центр и, по иронии судьбы, Музей толерантности. В центре внимания альбома — общение с предками. Другой пример — трек Simya, названный в честь ритуала или упражнения в забытой науке, алхимии.

Цифры и буквы использовались в ней для установления связей с нематериальным миром, находящимся за пределами физической реальности. Но некоторые описывали эту науку критически — как способ достичь бессмертия, через общение с духами обрести знание, недоступное обычному человеку. В халифате Simya считали магией и в конце концов запретили. Мне кажется, музыка во многом похожа на нее. 

Оформление альбома Muqata'a «Совершенно несовершенный» (Kamil Manqus كَامِل مَنْقوص), вышедшего в 2021 году

НР:Какова ситуация с местной музыкой прошлого века? Пытаются ли ее сохранить?

M:Восемь лет назад мы с другом создали архив, которым, правда, перестали заниматься. Мы оцифровывали и сохраняли виниловые пластинки, которые получалось найти, и вели еженедельный блог. Задача казалась важной, ведь эта музыка исчезала. Кроме того, в Рамалле есть интересный коллектив Nawa, участники которого пытаются сохранить старую палестинскую музыку и искусство, в том числе партитуры и записи, привлекая современных музыкантов для исполнения и перезаписи старых произведений. Но важно то, что палестинцы остаются частью всего региона, который включает Сирию, Ливан, Ирак, Египет и Йемен. Они не изолированы, их культура не особенная, все это связано и ощущается как одна большая сцена.

НР:Становясь все более заметным как музыкант, испытываешь ли ты давление или ответственность за репрезентацию современной палестинской музыки?

M:Я часто думаю об этом. Мне не кажется, что я представляю всех или даже себя. Я просто делаю то, что считаю правильным. Однако когда кто-то пишет обо мне, я чувствую, что оказался в таком положении. Моя цель не репрезентировать, а общаться со всеми, задавать вопросы, разжигать дискуссию. Провоцировать людей думать о вещах по-новому и обращать внимание на что-то действительно важное, чтобы не потеряться в этом новом мире за экранами дисплеев, — в это я верю и к этому стремлюсь. Но трудно сохранять постоянство и непрерывность реальности — это отражает и мой опыт жизни в Палестине, где нет ничего последовательного, ясного. Вы едете куда-то, а там — контрольно-пропускной пункт, вы пытаетесь делать музыку — отключают электричество. Что-то всегда нарушает целостность моей реальности, которую я стараюсь выразить через звук.

Перевод с английского Сергея Шпилевого

Авторы
Muqata'a
Музыкант и битмейкер, живущий между Берлином и Рамаллой в Палестине. Его фотография для раздела с авторами была сделана Рауфом Хаджем Ихья.
Никита Рассказов
Куратор музыкальных программ в фонде V-A-C и художественной программы в культурном центре «Мутабор». Никита играет на кларнете и иногда выступает с диджей-сетами, среди его интересов — политическое измерение музыки, феноменология звука, а также непрофессиональные и коллективные музыкальные практики.