(EE)
EN / RU
Books

Jeff Sahadeo. Voices from the Soviet Edge (2019)

In his book Voices from the Soviet Edge, Canadian historian Jeff Sahadeo refers to the highly relevant but little-studied context: migration from the southern regions of the USSR to Moscow and Leningrad in the late Soviet era. Professor Sergei Abashin, one of the major Russian specialists in Central Asia, talk to Elizaveta Fokina about the key points of this work that reveals the Soviet idea of “friendship of the peoples” in a new way based on the stories of the migrants themselves.

Voices from the Soviet Edge: Southern Migrants in Leningrad and Moscow was written by Canadian historian Jeff Sahadeo, an expert in the history of the Russian Empire and the USSR, and published in 2019. His previous book was called Russian Colonial Society in Tashkent (1865–1923) and presented an analysis of the structure of colonial society in Turkestan during the period when the region was a part of the Russian Empire. In Voices from the Soviet Edge, Sahadeo tries to comprehend the situation of the next historical period—the Soviet one—focusing on the later years of the SovietUnion. The occurring shift of time, as well as the change in the author's research focus, are interesting for understanding the difference between the Russian Empire and the USSR. Is there continuity between them? Some believe it was one and the same state: the Russian Empire is associated with colonialism, respectively, and the Soviet Union is perceived as a colonial imperial formation. Others think that the Russian Empire—as something that embodies “the historical Russia”—was a special civilization, thus the USSR inherited this specialness. It is not so much continuity that Jeff Sahadeo proposes to trace as the gap between the two eras and states, paying attention to their significant differences.

The general context of the new monograph, as I have said, is related to an interest in the late Soviet era. In the past, foreign and Russian historians were usually focused on the problems of Stalinism and they often underestimated the importance of the late Soviet period. Over the past ten to fifteen years, more and more works on the late history of the USSR are appearing with an increasing number of discussions in academic circles about its nature. Much has been said about Stalinism thus its context is clear: mobilization modernization, repressions, famine, and war. In the late Soviet years, there were no longer mass repressions and transformations took on a different character, becoming more socially oriented. In a sense, a consumer society was created: Soviet citizens got cars, apartments, and plots of land. Another aspect of the researchers’ interest in Soviet and late Soviet society is associated with the shift of attention from Moscow, Leningrad, and Russia to other regions of the USSR. What happened on the outskirts? The same South Caucasus and Central Asia that were previously excluded from the general picture, as if they never actually existed? What kind of socialism was there in Central Asia? Or in Azerbaijan or Georgia? Although in his book Sahadeo writes about Moscow and Leningrad, he changes the perspective and looks at these megacities through the eyes of migrants from the suburbs.

Sahadeo develops this idea and insists that the late Soviet era was very dynamic. It was not a time of stagnation, but of important shifts and changes in the Soviet outskirts.

The monograph contains several general theses. The first disputes a widely spread belief that the population of the Soviet Union and especially Central Asia was restricted in its mobility with everyone tied to their territories through registration, being controlled by the state and having to obey it. Recently, works have appeared in which authors point to the colossally mobile character of the USSR. For example, in Broad is My Native Land, Lewis H. Siegelbaum and Leslie Page Moch state that Soviet citizens actively moved from rural areas to cities, from one region to another, from the center to the outskirts and from the outskirts to the center, thus revealing completely different types of mobility. Jeff Sahadeo's book develops this idea with a focus on the South Caucasus and Central Asia in the late Soviet era—a period of immense territorial and social mobility.

The second important thesis refutes the perception of the late Soviet era as a period often characterized by economic stagnation and the population’s lack of hope for the future. Recently authors that have been grounding their theses, among other things, in materials from Central Asia and the South Caucasus, have questioned this concept. For example, as Artemy Kalinovsky shows in his book Laboratory of Socialist Development: Cold War Politics and Decolonization in Soviet Tajikistan, that large scale projects aimed at the development of the region were unfolding in Central Asia at that time: many people received education, new work positions, as well as opportunities for social and territorial mobility, which allowed them to make plans for the future. Sahadeo develops this idea and insists that the late Soviet era was very dynamic. It was not a time of stagnation, but of important shifts and changes in the Soviet outskirts.

Photos of Bukhara, Tashkent, and Samarkand. Uzbekistan, 1973
Urbain J. Kinet / Geography Department at Berkeley

Previously, researchers often looked at the USSR and relations within Russia, at Moscow and its regions by analogy with colonial societies characterized by the metropolis and subordinate colonies, ethnic segregation, exploitation, and so on. Sahadeo suggests looking at the situation from a different perspective: in Soviet times, a special model for integrating the outskirts into Soviet society was proposed and it can hardly be described as colonial. In Moscow and Leningrad, there was no legal and social segregation in relation to migrants: everyone was equal in terms of their status. There were neither stigmatizing, official ideologies about migration, nor forms of official racism. The Canadian author states that, “The Soviet Union was a unique human and state experiment.” Not only does he consider the USSR as a state different from the Russian Empire, but he also insists that it was a unique social experiment and a type of society, completely different from Britain or France in regard to their attitude towards migrants from their former colonies.

Another question is to what extent he manages to prove this thesis. In his monograph, Sahadeo uses an interesting methodology that I would like to draw particular attention to. The author did not want to look at migrants’ lives through the eyes of officials and representatives of the Russian population and build his conclusions on this. His intention was to return to the voices of the people of Central Asia as full-fledged subjects of the Soviet era with their own expectations, plans, and actions. The main method the author applies is not connected with the study of the archives in Moscow and St. Petersburg , but with the research of migrant oral histories. In the 2000s, Sahadeo and his colleagues conducted a large number of interviews, talking to people from the now independent countries of the South Caucasus and Central Asia, as well as from some regions of today's Russia. Their respondents were people who migrated to Moscow or Leningrad in the 1970s and 1980s. This methodology has an undeniable advantage of allowing their interlocutors to add living stories to official documents. But it could also be problematic: when, twenty to thirty years later, people assess their past, they already have a completely different experience of the present that can lead to distortions. In the 2000s, for example, they already faced open migrant-phobia in Russian megacities, against the background of which the previous problems could now look insignificant. In his monograph, the researcher approaches this source with a due caution and reservations.

The Soviet idea of ​“friendship of peoples” was the very mechanism that prevented public discrimination and allowed people to resist its various forms

One of the less fundamental, but also interesting theses of Sahadeo’s is his affirmation of the Soviet experience as unique and at the same time related to the world’s postcolonial tendencies of the time. The writer compares migration from the South Caucasus and Central Asia to Leningrad and Moscow with similar processes occurring in France and Britain. In modern times, according to Sahadeo, megacities are developing by drawing the population from the former colonies, which have now become independent states. At the same time, new forms of neo-colonialism and discrimination are emerging: through the introduction of special instruments of control, migrants are made illegal or presented as illegal, thereby reproducing racist and xenophobic attitudes towards them. The researcher compares the situation in the USSR with that of other European countries. He addresses the following questions traditionally associated with migrant research: Why did people move? How did they make decisions? How did they adapt? Where did they live? What did they eat? Who did they communicate with? How did they build diaspora relations? How did they establish relations with the locals? The book contains a good deal of living historical and anthropological material about various aspects of migrant life in Moscow and Leningrad. At the same time, the author analyzes the particular Soviet idea of ​“friendship of peoples”, which was the very mechanism that prevented public discrimination and allowed people to resist its various forms.

When Sahadeo speaks about the specificity of the Soviet experience, he describes the ideology of “friendship of peoples” as one of the aspects of this uniqueness—although I would rather simply call it a feature. Why not uniqueness? In one of the chapters, he writes about racism and states that forms of discrimination, xenophobic attitudes, and insults also existed in the USSR. Another chapter of the book dwells on the informal economy and the way different groups of people who moved to Moscow and Leningrad experienced racism. Some migrants entered universities and held official positions, thus integrating into the local society much quicker and fitting into the ideology of “friendship of peoples.” But there were other categories of migrants who participated in the informal economy, coming to bigger cities to trade and work on construction sites. Their number has been growing steadily since the late 1970s. In their stories, these people often emphasized their exclusion. They had an illegal status and did not have documents or registration and had to engage in informal economic activities, which in turn led to persecution by the state. Their relations with the police and the local population were also difficult: students could perceive their fellow students-migrants as belonging to the same community, whereas market sellers were looked at in a completely different way. And in this sense, their position did not differ very much from that of the newcomers in London or Paris, with whom Sahadeo compares Moscow and Leningrad.

I will add that talking about the uniqueness of the Soviet experiment is also difficult because we know how the situation developed further, already in the post-Soviet era, when migration from the former Soviet outskirts to Russia took on a completely new scale. The number of migrants from the South Caucasus and Central Asia in the 1970s-1980s was ten times lower, therefore its relative problem-freeness can be considered as a result of not only the specifics of the Soviet system, but also of the fact that migration itself from these regions was at the early stages of its formation. In this sense, the post-Soviet situation can still be viewed as still a continuation of Soviet tendencies and not at all as resulting from the collapse of the USSR. 

Protesters in Shahidon Square after the declaration of independence in Dushanbe. Tajikistan, 1992
RIA Novosti archive / Ratushenko, CC-BY-SA 3.0

Academically, Jeff Sahadeo's book is important because it meets current interest in the late Soviet era and the peripheries of the USSR. The book does not exhaust this topic, but its author takes an important step towards understanding the dynamics of the Soviet experience. What was it and how should you look at it? Was the Soviet Union moving in the same direction as all other countries, consistently going through the stages of modernization, consumer society, and industrialization? The discussion about the specificity of the USSR is now extremely topical. Some say that this was a unique alternative that did not materialize for various reasons, whereas others assume that the country's particularity in that historical period was due to an economy of mobilization, the effectiveness of which has its own limits.

The book is also important in the context of the study of modern migration from Central Asia to Russia. Sahadeo shows that these processes did not begin in the 2000s, but much earlier. He sees in it a fundamental social phenomenon that did not occur by chance. How important is Soviet identity and the memories of the Soviet past for modern migration? Migrants from Central Asia living in Russia are either people who were born during the Soviet era or their children who have some memories of it. They know Russian and have a special attitude towards Soviet images, institutions, and phenomena. An important aspect of studying modern migration is related to attempts to understand how exactly this former “Sovietness” and the idea of ​​“friendship of peoples” has influenced it.

Translated from Russian by Olga Bubich

Contributors
Sergey Abashin
Anthropologist and historian, professor at the European University in Saint Petersburg, the author Nationalisms in Central Asia: In Search of Identity and Soviet Kishlak: Between Colonialism and Modernization, co-editor of the anthology on modern migration Living in two worlds: rethinking transnationalism and translocality.
Elizaveta Fokina
Special Features and News Editor at EastEast. Author of non-acid arab telegram-channel. Independent researcher on contemporary art from Arab region. Graduated from the RSUH with a degree in Middle Eastern Studies with Arabic language.

(EE)
EN / RU
Книги

Джефф Сахадео. Голоса с советских окраин (2019)

В книге «Голоса с советских окраин» (Voices from the Soviet Edge) канадский историк Джефф Сахадео обращается к актуальному, но малоизученному контексту — миграции из южных районов СССР в Москву и Ленинград в позднесоветское время. Один из главных российских специалистов по Центральной Азии, профессор Сергей Абашин, в небольшом интервью Елизавете Фокиной рассказал об основных тезисах этой работы, построенной на историях самих мигрантов и по-новому раскрывающей идею дружбы народов. 

Книга, о которой мне хотелось бы рассказать, вышла в 2019 году. Ее написал канадский ученый Джефф Сахадео, он занимается историей Российской империи и СССР. Предыдущая монография этого автора называется «Русское колониальное общество в Ташкенте» (Russian Colonial Society in Tashkent, 1865–1923) и посвящена анализу устройства общества в Туркестане в тот период, когда регион входил в состав Российской империи. В «Голосах с советских окраин» Сахадео пытается осмыслить ситуацию уже следующего исторического периода — советского, точнее позднесоветского. Произошедший временной сдвиг, как и смена исследовательского фокуса автора, интересны для понимания разницы между Российской империей и СССР: есть ли между ними преемственность? Некоторые считают, что это было одно и то же государство: Российская империя ассоциируется с колониализмом, соответственно и Советский Союз считается колониальным имперским образованием. Другие думают, что Российская империя — как одно из воплощений «исторической России» — была особой цивилизацией, а СССР наследует эту особость. Джефф Сахадео предлагает увидеть не столько преемственность, сколько разрыв между двумя эпохами и государствами, отмечая существенные различия между ними.

Общий контекст новой монографии, как я сказал, — интерес к позднесоветскому времени. Зарубежные и российские историки в прошлом обычно концентрировались на проблематике сталинизма, а позднесоветский период часто недооценивали. Последние 10–15 лет появляется все больше работ, посвященных поздней истории СССР, и в академических кругах все чаще дискутируют о природе общества того периода. О сталинских временах все понятно: мобилизационная модернизация, репрессии, голод, война. В позднесоветские годы уже не было массовых репрессий, а трансформации приняли иной характер, став более социально ориентированными. В каком-то смысле создавалось общество потребления: у граждан появились машины, квартиры, дачные участки… Другой аспект интереса к советскому и позднесоветскому обществу связан с переносом внимания с Москвы, Ленинграда и России в целом на другие регионы СССР. Что происходило на окраинах? Те же Южный Кавказ и Центральная Азия раньше выпадали из общей картины, как будто их не существовало. Что за социализм был в Центральной Азии? Или в Азербайджане, в Грузии? Хотя Сахадео пишет о Москве и Ленинграде, он меняет перспективу и смотрит на эти мегаполисы глазами мигрантов с окраин.

Сахадео настаивает на том, что позднесоветское время было очень динамичным — периодом не стагнации, но важных сдвигов и изменений на советских окраинах

В монографии есть несколько общих тезисов. Первый оспаривает расхожее мнение, что население Советского Союза и особенно Центральной Азии было маломобильным, все были привязаны к своим территориям через прописку или регистрацию, контролировались государством и подчинялись ему. В последнее время появились работы, в которых авторы указывают как раз на колоссальную мобильность, характерную для СССР. Например, Льюис Сигельбаум и Лесли Пейдж Мок в работе «Широка страна моя родная» (Broad is My Native Land) отмечают, что советские граждане активно переезжали из сельской местности в города, из одних регионов в другие, из центра на окраины и с окраин в центр, демонстрируя совершенно разные типы мобильности. Книга Джеффа Сахадео развивает эту идею с фокусом на Южный Кавказ и Центральную Азию в позднесоветское время — период колоссальной территориальной и социальной мобильности.

Второй важный тезис опровергает представление о позднесоветском времени как периоде экономической стагнации и отсутствия у людей надежды на будущее. В последнее время авторы, опираясь в том числе и на материалы из Центральной Азии и Южного Кавказа, ставят эту концепцию под сомнение. Например, как показывает в книге «Лаборатория социалистического развития» (Laboratory of Socialist Development: Cold War Politics and Decolonization in Soviet Tajikistan) Артемий Калиновский, в тот период в Центральной Азии разворачивались колоссальные проекты развития региона: множество людей получили образование, новые рабочие места, возможности для социальной и территориальной мобильности. Сахадео развивает эту идею и настаивает на том, что позднесоветское время было очень динамичным — периодом не стагнации, но важных сдвигов и изменений на советских окраинах.

Фотографии жителей Бухары, Ташкента и Самарканда. Узбекистан, 1973 год
Urbain J. Kinet / Geography Department at Berkeley

Изучая СССР и отношения внутри него, между Москвой и регионами, исследователи раньше часто проводили параллели с колониальными обществами, где есть метрополия и подчиненные регионы, этническая сегрегация, эксплуатация и так далее. Сахадео предлагает посмотреть на ситуацию под другим углом: в советское время действовала особая модель интеграции окраин в общество — и ее сложно назвать колониальной. В Москве и Ленинграде в отношении мигрантов не было правовой и социальной сегрегации, все были равны с точки зрения статуса. Не было стигматизирующих официальных идеологий, касающихся миграции, не было форм официального расизма. Приведу цитату: «Советский Союз был уникальным человеческим и государственным экспериментом». Канадский историк не просто рассматривает СССР как отличное от Российской империи государство, но и настаивает, что это был уникальный социальный эксперимент и тип общества, совершенно не похожий также на Британию или Францию с их отношением к мигрантам из бывших колоний. 

Другой вопрос — насколько убедительно ему удается доказать этот тезис. Сахадео использует в монографии интересную методологию, на которой я остановлюсь подробнее. Автор не хотел смотреть на жизнь мигрантов глазами чиновников и представителей русского населения и делать из этого выводы. Его намерением было вернуть голоса самим жителям Центральной Азии как полноценным субъектам советского времени со своими ожиданиями, планами и действиями. Основной методологический ход автора заключается не в изучении архивов в Москве и в Санкт-Петербурге, а в исследовании устной истории мигрантов. В 2000-е годы Сахадео и его коллеги опросили множество людей из теперь уже независимых стран Южного Кавказа и Центральной Азии, а также из некоторых регионов нынешней России. Респондентами были люди, которые в 1970–1980-е годы мигрировали в Москву или Ленинград. Такая методология имеет безусловное преимущество, поскольку позволяет дополнить официальные документы живыми историями. Но она же и проблематична: когда спустя 20–30 лет люди оценивают свое прошлое, они имеют уже совершенно иной опыт настоящего, что может привести к искажениям. В 2000-х годах, например, у них уже был опыт знакомства с открытой мигрантофобией в российских мегаполисах, на фоне которой прежние проблемы могут теперь выглядеть несущественными. Исследователь старается осторожно, с оговорками, принимать на веру этот источник для анализа.

Дружба народов оказалась тем самым механизмом, что предотвращал публичную дискриминацию или позволял людям сопротивляться разным ее формам

Один из менее фундаментальных, но также интересных тезисов Сахадео заключается в утверждении советского опыта как уникального и вместе с тем как связанного с общими мировыми постколониальными тенденциями того времени. Автор сравнивает миграцию с Южного Кавказа и из Центральной Азии в Ленинград и Москву с аналогичными процессами, происходившими во Франции и Британии. В Новое время, согласно Сахадео, развиваются мегаполисы, которые стягивают население из бывших колоний, теперь уже ставших независимыми государствами. Вместе с этим появляются иные формы неоколониализма и дискриминации: мигрантов делают нелегальными или представляют как нелегальных с помощью специально введенных инструментов контроля, тем самым воспроизводя расистское и ксенофобское отношение к ним. Исследователь сравнивает ситуацию в СССР и в других европейских странах. Он рассматривает такие вопросы, традиционно связанные с исследованиями мигрантов: почему люди переезжали? как они принимали решения? как они адаптировались? где жили? что ели? с кем общались? как выстраивали диаспоральные отношения? как взаимодействовали с местными жителями? В книге много наглядного историко-антропологического материала, посвященного разным сторонам жизни мигрантов в Москве и Ленинграде. При этом автор анализирует специфическую советскую идею дружбы народов, которая оказалась тем самым механизмом, что предотвращал публичную дискриминацию или позволял людям сопротивляться разным ее формам. 

Когда Сахадео говорит о специфичности советского опыта, то называет идеологию дружбы народов одним из аспектов этой уникальности. Хотя я бы выразился иначе: особенность, а не уникальность. Почему не уникальность? В одной из глав автор пишет о расизме и говорит, что формы дискриминации, ксенофобское отношение и оскорбления существовали и в СССР. Другая глава книги посвящена неформальной экономике и тому, как разные группы приезжих в Москву и Ленинград ощущали расизм. Одни мигранты поступали в университеты и занимали официальные должности, тем самым быстрее интегрируясь в местное общество и вписываясь в идеологию дружбы народов. Но были и другие категории мигрантов, которые участвовали в неформальной экономике, приезжали торговать и работать на стройках. И их количество стабильно росло с конца 1970-х годов. Эти люди в интервью для исследования часто подчеркивали свою исключенность: у них был нелегальный статус и не было документов или прописки, им приходилось заниматься неформальной экономической деятельностью, что в свою очередь приводило к преследованиям со стороны государства. Отношения с милицией и местным населением у них тоже были сложными: столичные студенты могли смотреть на сокурсников-мигрантов как на своих, но при этом торговцев на рынке воспринимали совершенно иначе. И в этом смысле их положение не сильно отличалось от положения приезжих в Лондоне или Париже, с которыми Сахадео сравнивает Москву и Ленинград.

Говорить об уникальности советского эксперимента сложно еще и потому, что мы знаем, как развивалась ситуация позже, уже в постсоветское время, когда миграция с бывших советских окраин в Россию приобрела совершенно новый масштаб. Количество мигрантов с Южного Кавказа и из Центральной Азии в 1970–1980-е годы было в десятки раз меньше, поэтому миграция была относительно беспроблемной не только из-за специфики советского строя, но и потому, что волна переселения из тех регионов только начинала подниматься. В этом смысле постсоветскую ситуацию можно рассматривать как продолжение еще советских тенденций, а вовсе не как итог распада СССР. 

Протестующие на площади Шахидон после провозглашения независимости в Душанбе. Таджикистан, 1992 год
RIA Novosti archive / Ratushenko, CC-BY-SA 3.0

Книга Джеффа Сахадео имеет академическое значение, потому что отвечает современному интересу к позднесоветскому времени и окраинам СССР. Работа не исчерпывает эту тематику, но автор делает важный шаг для понимания динамики советского опыта: что это было и как на это нужно смотреть? двигался ли Советский Союз в том же направлении, что и все остальные страны, последовательно минуя этапы модернизации, потребительского общества, индустриализации? Дискуссия о специфичности СССР сейчас чрезвычайно актуальна. Одни говорят, что это была уникальная возможность, которая не реализовалась по разным причинам, а другие — что особость страны в тот исторический период объяснялась мобилизационной экономикой, срок эффективности которой имеет свои пределы.

Книга также важна и в контексте изучения современной миграции из Центральной Азии в Россию. Сахадео показывает, что эти процессы начались не в 2000-е годы, а гораздо раньше: это фундаментальное социальное явление, которое не носит случайного характера. Насколько для современной миграции важна советская идентичность, воспоминания о советском прошлом? Мигранты из Центральной Азии, живущие в России, — это либо люди, которые родились в советское время, либо их дети, сохранившие какую-то память о нем. Они знают русский язык, по-особому относятся к советским образам, институтам и явлениям. Важный аспект изучения современной миграции заключается в том, чтобы понять, как именно эта прежняя «советскость» и идея дружбы народов повлияли на нее.

Авторы
Сергей Абашин
Антрополог и историк, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор книг «Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности» и «Советский кишлак: между колониализмом и модернизацией», соредактор сборника о современной миграции «Жить в двух мирах: переосмысляя транснационализм и транслокальность».
Елизавета Фокина
Редактор новостей и специальных материалов EastEast. Независимый исследователь современного искусства арабского региона. Автор телеграм-канала non-acid arab. Окончила РГГУ по специальности востоковедение с арабским языком.