(EE)
EN / RU
Community

Digital Emotionality Beyond Borders

Left: Pakistani camel herder from Dera Ghazi Khan in Ibri, Sultanate of Oman, a place in the middle of the desert where he has been based for two decades

Right: Pakistani camel herder from Gwadar in Ibri, Sultanate of Oman getting water from a Sintex tank at a large camel farm

Photographed by Manishankar Prasad in 2019

What is it that defines belonging and homeland in an era of pandemic travel restrictions and forced digital co-presence? We are publishing an essay by Manishankar Prasad, a finalist from our (no)borders open call, in which he speaks to the personal experience of being a migrant of South Asian descent in the Gulf and identity-constructing strategies such communities have there.

The pandemic has stiffened borders. Borders with a capital “B” have made their way back, impacting transnational families in a hard-hitting manner. Academic theories on globalization valorizing cross border flows are met with the reality check of entry permission denials, pre travel medical tests, and a massive loss of expatriate/migrant jobs in the light of the pandemic economic lockdown compounded by low oil prices. The migrant demographic recalibration has been underway since the 2014 oil price crash, with nationalization requirements particularly in Oman and Saudi Arabia (NitaqatNitaqatA program of Saudization that works to increase the employment of Saudi nationals in the private sector. program), which are undergoing fiscal turbulence. Lower expat numbers are front page headlines in Oman presented in a celebratory vain. These optics are however a double-edged sword, as the post-oil Gulf is moving from being an investor to being a magnet attracting investments. On the other hand, migrant fulus comes attached with people. The institutional investors may find a new asset class in response to a mega trend, however migrants come to invest their sweat equity (if not hard financial capital) and build solid communities irrespective of the residential fluidity of the region. Multi-generational migrants build economies and are cultural ambassadors of the KhaleejKhaleejKhaleej literally means “gulf” in Arabic and refers to an area that was home to many generations of migrants who were present before the discovery of oil. wherever they are afterwards.

As a second-generation migrant in the Gulf, the passport and the visa are a reality one is born into/with. The structural transience is made evident in our daily lives in the way that a couple of suitcases from a past vacation do remain unpacked. I am unlike my parents, who came to the Gulf from Mumbai to work as academics and had a complicated relationship with the region, with an underlying clarity that they had to prepare a lifetime for retirement back “home.” They are both unhappily retired in Mumbai and regularly reminisce about their days in Oman. 

My relationship like other Gulf kids is not foreclosed by borders, as borders define our existence. Our resistance against the residence permits that we renew every two years has led our imaginations to ferment alternative modes of belonging that are border agnostic. The manner in which I have attempted to “make sense” of our layered relationships with the region is through the lens of “emotional citizenship,” which triggers tangible possibilities of belonging beyond borders.

My years of “participant living” based ethnography in Muscat and Dubai with migrants who have family histories in the region since the 1960’s makes for a fascinating exploration into “post-border” resilience strategies. Many of these migrants do not know their home countries at all and are Desi KhaleejiDesi KhaleejiMulti-generational migrants of South Asian Decent. This category was formulated by the author to create a conceptual category of belonging as an anchor in contrast to the structural transience which dominates the discourse.’s who identify with the region. A good illustration of the long term community are the Hindu SindhiHindu SindhiSindhi Hindus make up a large percentage of the traditional mercantile community in Dubai. and Kutchi Bhatia Caste BaniaKutchi Bhatia Caste BaniaKutchi Bania's of the Bhatia Caste are a mercantile caste fromthe Kutch region of present day Gujarat state with strong links to the Indian Ocean Region Trade Ecosystem. or trader communities in Muscat and Dubai, where the Gulf is “bayt” even if they have Western passports and an Overseas Indian Citizenship card and have retained the frugal pre-oil ethos, which helps them navigate any choppy economic waters. 

Top left: The Hindu Festival Raksha Bandhan, popular with the North Indian community, celebrated at a super market next to the Sindhi Community Center in Al Fahidi

Top right: A laundry shop manned by migrants from Uttar Pradesh in Bur Dubai

Bottom left: A private car park next to the Al Fahidi metro station in Bur Dubai, a historic melting pot of cultures

Bottom right: This is the traditional commercial district of Ruwi in Muscat, the capital city of the Sultanate of Oman. This street is home to many migrant eateries next to the Ruwi Bus Station

Photographed by Manishankar Prasad in 2019

There is an avalanche of literature emphasizing the “rootlessness” of second and third generation South Asian or Egyptian expats/migrants who grow up in the Khaleej or the Gulf. The narratives of permanent temporality are taken for granted, as there is no etched-out pathway towards citizenship in terms of a transparent points based system in line with that of Canada or Australia. Oman and Bahrain have articulated citizenship application requirements; however, only a few hundred people have become naturalized in Oman, mainly from the Hindu Bania Community. The United Arab Emirates recently announced the possibility of Emirati citizenship for elite global scientific talent. Andrew Gardner’s book on Indian Migrants in Bahrain details that the number of expat families who have achieved Bahraini citizenship can be counted on the fingers of one hand. 

A common sight in Bur Dubai, ads offering rooms for migrant workers near a popular supermarket next to a metro station

Photographed by Manishankar Prasad in 2019

I have worked throughout the region as a writer and have lived there for a large part of my life. I am the most at home in the region, while the country of my passport takes a bit of effort to get used to. The residency status is linked to one’s employment and the pandemic has been the final nail in the proverbial coffin when it comes to having a sense of place. I carried out ethnographic research in 2017-19 with a dozen multi-generational South Asian expats in the UAE and Oman to find out about their aspirations and their notions of belonging in the region. During the pandemic, while I was stuck in Pune in the light of denial of entry permissions, I felt helpless; however, I continued the research through digital ethnographic modes which sowed the seeds for conceptualizing digital emotionality. As a second generation KharjeeKharjeeArabic term for "expatriate", I worked with a similar third generation Indian Bania businessman in Muscat while helping him to make the move to digital, which gave me a front row seat into the deep connection that multi-generational migrants have in the region, despite the economic air-pocket that they are currently experiencing. Borders do not hinder me in creating post-structural spaces for the articulation of belonging in an era of being remote. 

My research participants were completely raised in the region and two of them were specifically born in the UAE. Three decades of living in the region does not provide them the sense of deep belonging; the Sword of Damocles is dangling over their heads, as their visas are linked to their jobs. The sense that I got from my conversations is a vibe of despondency about ultimately packing up and going to a place that is alien, whether it is South Asia or the West. One South Asian male respondent was expressing his disappointment at spending a ton of money reading his undergraduate science degree at a premier university in the UAE. In the unofficial caste system of the Gulf, a local degree and a South Asian passport will fetch one a lower pay than a fresh graduate who is a Western degree recipient on an OECD passport. Since the pandemic hit, my interview respondents have been planning their paperwork for Canada.

Scions of business families have it easier, as they hold investor visas that are more stable although these are also connected to a renewal every two years, which is subject to ownership and shareholder documentation. UAE, as usual, is the first mover in the region, as it has rolled out a permanent residency scheme for prominent businessmen and their families known as the “Golden Visa.” This scheme is by invitation and is specifically targeted for members of the power elite within the expat community. 

Theorizing belonging for the middle class and affluent expat/migrant community has been framed by Indian American Migration Academic Prof. Neha Vora as “consumer citizenship” in her seminal book, Impossible Citizens, where the money spent in the local economy builds ties of belonging. I would like to (re)frame our notion of belonging in a visceral sense, an emotional connect with the region. I grew up singing the Royal Anthem and celebrating the Omani National Day with more fervour than my passport country’s Independence Day. This “emotional citizenship” does not evaporate even when we are overseas in our countries of origin, as we follow local news on Twitter and are connected to the everyday in the closest manner. “Emotional citizenship” as a new analytical category is sans expectations of acceptance in our adopted lands, which take the form of “temporary cities” (in the words of urban theorist Yasser Elseshtawy), built by millions of migrant laborers who received an opportunity to financially support families back home. 

Left: The Sindhi Community Center in the historic Al Fahidi district aka Al Bastakiyah in Bur Dubai. The Hindu Sindhi community is a major force in Dubai. The center offers a sense of tradition and belonging to people of the diaspora

Right: A barber shop in Bur Dubai run by men from Lucknow and Dhaka. The salon doubles up as a space for conversation in a transient city

Photographed by Manishankar Prasad in 2019

In a post pandemic era, many thousands will head back home, some will hope to return as and when the situation improves. But these families will carry Dubai, Muscat, or Manama in their hearts, as the “bayt” will always be the Gulf. The reality is that even when migrants/expats retire and head back to their countries of origin or the West, they never feel comfortable and they long for the good old days. These emotions are barely taken into account in academic studies regarding identity and belonging in the Gulf. The region was a land of opportunity for their parents, but their children made the region theirs own. Every region has its flipside, however most research on the region focuses on its negative aspects, especially the Kafala systemKafala systemThe system of expatriate labor governance in the Gulf that ties the fate of the employee to a single local employer, considered by many to be restrictive in regard to human rights.. The region also presented many lives with the resources to live better when our passport countries failed our families. The post-pandemic Gulf will need its migrants, albeit in fewer numbers, but it will be home for me always. The shwarma and mint shai at Turkish House Restaurant in Al Khuwair, Muscat, the neighborhood in which I was raised, is an indelible memory that no border can erase. 

Instagram has emerged as a site of curating a sense of everyday belonging, as I have followed my favorite places for hanging out over the weekend in Dubai, such as Jameel Arts Centre, the contemporary art gallery in Dubai, or the mobile first exhibition at NYU Abu Dhabi. The ability to follow the developments was a reassuring anchor of continuity, as the body was in the passport country but the mind was in the Karak Chai shops in Mina Bazar, Bur Dubai. 

On a personal level, as a writer my creative practice is influenced by my positionality as a “Desi Khaleeji.” As I write this article, my hope is the narrative on the Gulf migration moves beyond the pathos of borders as a limiting instrument.

Contributors
Manishankar Prasad
He is a PhD Geography student at the National University of Singapore, who writes about post oil Khaleeji futures. You can also find Manishankar on Twitter: @change_thinker

(EE)
EN / RU
Сообщество

Цифровая чувственность без границ

Слева: Пастух верблюдов из пакистанского города Дера-Гахи-Хан, на протяжении двух десятилетий живущий в пустыне на территории Омана

Справа: Пастух верблюдов из пакистанского города Гвадар, собирающий воду на ферме в Ибри, Оман

Фотографии Манишанкара Прасада, сделанные в 2019 году

Чем определяется принадлежность и родина в эпоху пандемийных ограничений и цифрового соприсутствия? Публикуем эссе финалиста нашего опен-колла, посвященного границам,— Манишанкара Прасада. В нем он рассказывает о личном опыте мигранта южноазиатского происхождения, выросшего в странах Персидского залива, и о стратегиях выстраивания идентичности, которыми пользуются люди с похожим опытом.

Из-за пандемии границы с большой буквы Г вернулись в нашу реальность. И даже ужесточились, серьезно ударив по транснациональным семьям. Академические теории глобализации, в которых подчеркивается значимость трансграничных потоков, теперь проверяются на прочность отказами во въезде, медицинскими тестами перед поездкой и массовой потерей экспатами и мигрантами рабочих мест. Этому способствует сопровождающая пандемию экономическая изоляция, усугубляемая низкими ценами на нефть. После их обвала в 2014 году полным ходом идет демографическая перекалибровка из-за требований национализации рынка труда, особенно в Омане и Саудовской АравииСаудовской АравииВ стране действует программа Nitaqat, направленная на увеличение количества занятых в частном секторе работников саудитского происхождения., переживающих период финансовой нестабильности. О сокращении численности мигрантов с помпой сообщается на первых полосах оманских газет. Однако эта оптика — палка о двух концах, поскольку постнефтяной Залив из инвестора превращается в магнит, притягивающий инвестиции. Вместе с тем поступающие за счет мигрантов фулус (араб. «деньги») привязаны к конкретным людям. Институциональные инвесторы, следуя новой мегатенденции, ищут свежие активы, но мигранты по-прежнему приезжают, вкладываются личным трудом (или даже тяжело заработанными деньгами) и создают прочные сообщества независимо от текучести своего гражданского статуса в регионе. Относящиеся к разным поколениям, они создают экономику и представляют культуру халиджахалиджаХалидж (араб. «залив») — страны Персидского залива, ставшие домом для многих поколений мигрантов еще до обнаружения в регионе нефти., где бы ни оказались.

Для мигранта во втором поколении в Заливе паспорт и виза — реальность, в которую и с которой он рождается. Структурная мимолетность становится очевидной, когда пара чемоданов из последней поездки так и остаются нераспакованными. История моих родителей отражает совсем другой опыт. Они приехали сюда из Мумбаи ради академической карьеры, но отношения с регионом складывались сложно: было ясно, что всю жизнь придется готовиться к выходу на пенсию «дома». Сейчас родители несчастливы в Мумбаи и нередко с ностальгией вспоминают свои дни в Омане.

Мои отношения с регионом — как и других детей Персидского залива — не скованы границами, так как само наше существование определено ими. Протест против временных видов на жительство, которые мы вынуждены продлевать каждые два года, привел к тому, что в нашем воображении как на дрожжах росли альтернативные варианты принадлежности, никак от границ не зависящие. Я пытался разобраться в многоуровневых отношениях с регионом с точки зрения «эмоционального гражданства» — и этот способ открывает осязаемые возможности для принадлежности вне границ.

В годы моего этнографического исследования Маската и Дубая, основанного на методе «соучастного проживания» с мигрантами, я увлеченно изучал стратегии «постграничной» устойчивости. Многие из мигрантов, чья семейная история в регионе начинается в 1960-е годы, вообще ничего не знают о родине и идентифицируют себя через связь с Заливом — как «деси халиджидеси халиджиПредставители семей мигрантов южноазиатского происхождения, на протяжении нескольких поколений живущих в странах Залива.». Хорошей иллюстрацией таких долгосрочных сообществ служат индуистские синдхииндуистские синдхиПредставители этого народа составляют значительную часть торгового сообщества Дубая., или выходцы из региона Кач, принадлежащие к влиятельным торгово-промышленным кастам бхатья и банья, или представители торговых кругов Маската и Дубая. Они называют Персидский залив просто бейт (араб. «дом»), даже если у них есть паспорта западных стран и свидетельства заграничного индийского гражданства и сохранились донефтяные идеалы бережливости, которые помогают им держаться на плаву в периоды экономической нестабильности.

Вверху слева: Индуистский фестиваль Ракшабандхан популярен среди выходцев из Северной Индии и регулярно празднуется синдхским сообществом, сконцентрированным в дубайском районе Аль-Фахиди

Вверху справа: Прачечная в районе Бур-Дубай, где работают мигранты из индийского штата Уттар-Прадеш

Внизу слева: Частная парковка недалеко от станции метро в районе Бур-Дубай, традиционно игравшем роль большого плавильного котла для мигрантов

Внизу справа: Торговый район Руви в Маскате, столице Омана, где расположено множество закусочных для мигрантов

Фотографии Манишанкара Прасада, сделанные в 2019 году

Существует масса литературы, в которой подчеркивается «безродность» южноазиатских или египетских мигрантов во втором и третьем поколении, повзрослевших в странах Персидского залива. Нарративы о постоянной временности воспринимаются как должное, поскольку здесь не существует четкой схемы получения гражданства, как, например, в Канаде или Австралии с их прозрачной системой баллов. В некоторых странах требования к заявлению на получение гражданства были сформулированы, однако всего несколько сотен человек смогли натурализоваться — в Омане в основном индуистские представители касты банья. Объединенные Арабские Эмираты недавно открыли возможность получения гражданства страны для научной элиты со всего мира. В книге Эндрю Гарднера об индийских мигрантах в Бахрейне говорится, что количество семей, получивших бахрейнское гражданство, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Часто встречающиеся в Бур-Дубай рекламные листовки, предлагающие комнаты мигрантам
Фотографии Манишанкара Прасада, сделанные в 2019 году

Я провел в регионе большую часть жизни, много путешествуя и подрабатывая писательством, и чувствую себя в нем как дома. В то же время жизнь в стране, где был выдан мой паспорт, требует от меня некоторых усилий и привычки. Вид на жительство зависит от работы, и пандемия стала последним гвоздем в крышку гроба под названием «ощущение места». В 2017–2019 годах я проводил этнографическое исследование, опрашивая дюжину южноазиатских мигрантов из разных поколений в ОАЭ и Омане, чтобы выяснить, каковы их стремления и как они понимают свою принадлежность к региону. Во время пандемии я застрял в Пуне, получив отказ во въезде и почувствовав беспомощность, но все же продолжил заниматься исследованиями, используя цифровые методы. Именно они и заронили семена концептуализации цифровой чувственности. Будучи харджи (араб. «экспат») во втором поколении, я работал с бизнесменом — индийцем банья в третьем поколении — в Маскате, помогая ему укорениться в цифровой среде. Это дало возможность понаблюдать за связями между мигрантами в нескольких поколениях и регионом — они оказались крепкими, даже несмотря на экономическую воздушную яму, в которую попали эти люди. Границы не мешают мне создавать постструктурные пространства для артикуляции принадлежности в эпоху удаленного доступа.

Участники моего исследования были воспитаны в регионе, а двое из них родились в ОАЭ. Три десятилетия проживания на этой территории не дают им чувства коренной принадлежности: дамоклов меч продолжает висеть над их головами, ведь их визы связаны с работой. Когда я общался с этими людьми, то почувствовал их уныние по поводу того, что в конце концов придется паковать чемоданы и отправляться в чужую страну, неважно где расположенную — на Западе или в Южной Азии. Один респондент, мужчина южноазиатского происхождения, выражал сожаление из-за того, что потратил много денег, получая степень бакалавра естественных наук в ведущем университете ОАЭ. В неофициальной кастовой системе Персидского залива местная научная степень и южноазиатский паспорт в перспективе означают более низкую заработную плату, чем степень западных университетов и паспорт стран — участниц ОЭСР. С начала пандемии респонденты моего исследования планировали оформить документы для получения гражданства Канады.

Потомкам семей, занимающихся бизнесом, легче, поскольку им выдают более надежные визы инвесторов, которые, правда, приходится продлевать каждые два года — при наличии документов о праве собственности и владении акциями. ОАЭ, как обычно первыми в регионе, объявили о новой схеме получения гражданства, предназначенной для успешных бизнесменов и их семей и известной как «Золотая виза». Участвовать в ней можно только элите мигрантского сообщества — по приглашению.

Принадлежность к среднему классу и состоятельной прослойке экспатов и мигрантов теоретически осмыслила индийско-американская исследовательница миграции Неха Вора в рамках концепции «потребительского гражданства» в своей программной книге «Невозможные граждане» (Impossible Citizens). Она пишет о том, что деньги, вложенные в местную экономику, строят фундамент принадлежности. Я хотел бы (пере)формулировать понятие принадлежности в контексте эмоциональной связи с регионом. Я вырос, распевая Королевский гимн и празднуя Национальный день Омана с гораздо большим пылом, чем День независимости страны моего официального гражданства. Это «эмоциональное гражданство» не испаряется, даже когда мы оказываемся в странах нашего происхождения, ведь оттуда мы продолжаем следить за местными новостями в Twitter и вообще остаемся тесно связанными с повседневностью нашей внутренней родины. «Эмоциональное гражданство» как новая аналитическая категория не предполагает полного принятия приютившими нас землями. Эти территории становятся «временными городами», выражаясь словами теоретика-урбаниста Ясера Эльсештави, построенными миллионами трудовых мигрантов в обмен на возможность финансово поддерживать семьи дома.

Слева: Центр синдхского сообщества, играющего важную роль в жизни Дубая, расположен в районе Аль-Фахиди. Он дает возможность членам диаспоры поддерживать свои традиции

Справа: Парикмахерская в районе Бур-Дубай, открытая выходцами из Лакхнау и Дакки и служащая местом общения для мигрантов в неустойчивой среде чужого города

Фотографии Манишанкара Прасада, сделанные в 2019 году

В эпоху, которая наступит после пандемии, тысячи людей вернутся домой, некоторые же будут надеяться на возвращение по мере улучшения ситуации. Но все эти семьи будут нести в сердцах Дубай, Маскат или Манаму, поскольку бейт для них — это Залив. Реальность такова, что, даже когда мигранты и экспаты выходят на пенсию и возвращаются в страны происхождения или на Запад, они никогда не чувствуют себя достаточно комфортно: тоскуют по старым добрым временам. Такие чувства редко рассматриваются в рамках академических исследований, посвященных идентичности жителей Залива и их принадлежности. Для их родителей эта территория была когда-то землей возможностей, а их дети сделали ее по-настоящему своей. У любого региона есть оборотная сторона, и большинство исследований реалий Залива сосредоточено на негативных аспектах, например на системе «кафалакафалаСистема управления трудом мигрантов в Заливе привязывает работника к единственному местному работодателю. Многие считают это нарушением прав человека.». Но эта земля предоставила многим возможности для лучшей жизни, в отличие от стран официального гражданства. Залив после пандемии призовет своих мигрантов, хотя и в меньшем количестве. И он всегда будет моим домом. Шаурма и мятный чай в ресторане Turkish House в Аль-Хувайре, районе Маската, где я вырос, — вот неизбывное воспоминание, которое не может стереть никакая граница.

Сегодня Instagram превратился в ресурс для воспитания чувств повседневной принадлежности, поскольку позволяет мне наблюдать за любимыми местами для отдыха в Дубае, такими как Центр искусств Джамиля, Галерея современного искусства в Дубае или первая мобильная выставка в Нью-Йоркском университете в Абу-Даби. Возможность следить за происходящим — надежный якорь преемственности, поскольку, пока тело находится в стране официального гражданства, разум витает в магазинах Karak Chai («Арабский чай») на базаре Мина в районе Бур-Дубай.

Если говорить про меня, то идентичность «деси халиджи» влияет и на литературное творчество. Я пишу этот текст с надеждой, что рассказ о миграции в Персидском заливе выйдет за рамки понимания границ как средства положения пределов.

Перевод с английского Екатерины Захаркив

Авторы
Манишанкар Прасад
Автор и исследователь, работающий над PhD диссертацией в Национальном университете Сингапура и пишущий о постнефтяных будущих Персидского залива. Его также можно найти в Twitter: @change_thinker