(EE)
EN / RU
Артефакты

Миниатюра из империи Великих Моголов

Слева: Фаррух Бек. Миниатюра с суфийским мудрецом, вдохновленная европейским изображением меланхолии. Фолио из альбома, принадлежавшего Шах-Джахану, властителю Империи Великих Моголов. Около 1615–1616 годов
MS.44.2007 / Museum of Islamic Art, Doha

Справа (фрагмент): Рафаэль Саделер I. Скорбь. Гравюра по рисунку Мартина де Воса. Около 1560–1628 годов
44.62.6 / The Metropolitan Museum of Art

Пожилой согбенный суфийский мудрец сидит в плетеном кресле под раскидистым деревом. Его глаза открыты, но взгляд будто направлен внутрь. Он созерцает. У его ног уютно свернулась собака, чуть поодаль расположились две овечки, кормящие ягнят. Таков сюжет миниатюры могольского художника персидского происхождения Фаррух Бека, датируемой 1615 годом, из коллекции Музея исламского искусства в Дохе.

Пожилой согбенный муж сидит в плетеном кресле на крыльце своего дома. Его глаза открыты, но взгляд будто бы направлен внутрь. Он созерцает. У его ног уютно свернулась собака, а за его спиной, в экстерьере, протекает жизнь фламандской деревушки. Это сюжет гравюры «Скорбь» (Dolor), выполненной Рафаэлем Саделером, представителем самой крупной североевропейской династии граверов, по рисунку фламандского мастера Мартина де Воса в 1591 году.

Сходство этих двух изображений неслучайно: гравюра Рафаэля Саделера стала моделью, или прообразом, для миниатюры Фаррух Бека. При этом исходный рисунок де Воса вдохновлен одной из самых известных гравюр в европейской истории — «Меланхолией» Альбрехта Дюрера. Именно из нее в восточную миниатюру перекочевала свернувшаяся у ног мудреца собака, символизирующая меланхолию, задумчивая поза старика, тонкий жезл-палка, на который он опирается, и еще несколько предметов.

Как фламандская гравюра оказалась в Агре, при дворе императора Великих МоголовВеликих МоголовИмперия Великих Моголов — тимуридское государство, существовавшее на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана в 1526–1540 и 1555–1858 годах., где работал Фаррух Бек? В основном европейское искусство проникало в Индию через Голландскую Ост-Индскую компанию, основанную в 1602 году и имевшую монопольные права на торговлю со многими странами Тихого и Индийского океанов. Также гравюры и иллюминированные рукописииллюминированные рукописиСредневековые манускрипты, текстовая часть которых сопровождается изобразительными элементами: бордюрами, миниатюрами и пр. Слово «иллюминировать» (от лат. Illuminatio — «освещать») употребляется здесь потому, что изначально для украшения рукописей часто использовали тонкие золотые пластины. распространяли по региону иезуитские миссионеры. Именно благодаря торговцам и религиозным деятелям местные мастера знакомились с западными представлениями о перспективе и реалистичной живописи. Практика адаптации европейских художественных приемов была распространена среди мастеров при дворе как СефевидовСефевидовСефевидское государство существовало с 1501 по 1722 и располагалось на территориях современных Азербайджана, Ирана, Армении, Грузии, Туркменистана, Афганистана, Ирака, восточной Турции, Кувейта, Бахрейна, а также части Пакистана, юга Узбекистана, востока Сирии, и юга России. В средневековых источниках государство чаще называлось Кызылбашским государством., так и Моголов, однако неизвестно, как именно местные художники копировали миниатюры и по каким принципам их выбирали. 

Слева: Рембрандт. Шах-Джахан. Около 1656–1661 годов
1978.38 / Cleveland Museum of Art

Справа: Бичитр. Джуджар Сингх Бундела преклоняет колено перед Шах-Джаханом. 1630–1640-е годы
07A.16 / Minto Album, Trustees of the Chester Beatty Library

Межкультурное влияние было обоюдным. Могольские и сефевидские иллюминированные рукописи ввозили в Европу, где они меняли изобразительные техники западных художников. Например, Рембрандт занимался копированием привезенных из империи Моголов работ. Фолио с миниатюрой Фаррух Бека — часть муракка (muraqqa), альбома с миниатюрами и каллиграфией, который предназначался для разглядывания и часто оказывался в коллекциях восточной аристократии. Первые муракка появились в Персии в XVI веке, а в начале XVII века мода на них распространилась и на территории Могольской и Османской империй. По мнению некоторых исследователей, именно муракка, привезенные британскими колонизаторами из Индии, породили европейскую моду на альбомы. К сожалению, большая часть муракка была утеряна, расформирована или разобрана по отдельным листам: так было удобнее и выгоднее их продавать.

Приведенная выше миниатюра — единственная среди дошедших до нас работ Фаррух Бека, для изготовления которой использовалась европейская модель. Почему мастер решил избрать для копирования именно этот лист из альбома Мартина Воса «Четыре возраста человечества», неизвестно. К 1615-му Фаррух Беку исполнилось 70 лет. И этим же годом датируется другая сохранившаяся его миниатюра — автопортрет. Это позволяет некоторым исследователям ассоциировать пожилого и убеленного сединами суфийского мудреца в первом изображении с фигурой самого Фаррух Бека.

Фаррух Бек. Автопортрет. Страница из муракки Шах-Джахана. Примерно 1615 год

The Metropolitan Museum of Art

Интересно и то, что в этой миниатюре большая часть элементов, присутствовавших на гравюре Саделера, остается, но меняет расположение: сам главный герой, суфий, переезжает из дома на улицу, под дерево. Его стол с лежащей на нем книгой тоже оказывается снаружи. Пенсне, которое изображено на гравюре, остается и в миниатюре, но умножается: вместо одного Фаррух Бек размещает на столе рядом с книгой два пенсне. Одежда мудреца почти не меняет формы. Предметы внутреннего убранства дома остаются почти такими же. И даже кот, разливающий кувшин с молоком, переходит с гравюры в пространство миниатюры. Единственное различие заключается в том, что Фаррух Бек адаптирует привычные европейские предметы под местный контекст: сосуды на полках меняют форму и напоминают хукка (huqqa) — могольские вазы для кальянов. Их делали из металла или красивого прозрачного или цветного стекла, которое производили на территории Могольской империи.

Несмотря на кажущуюся схожесть в композиции гравюры и миниатюры, Фаррух Бек игнорирует переданные во фламандской гравюре законы перспективы: миниатюра находится в абсолютно другом, не трехмерном, абстрактном пространстве. Помимо этого, суфий становится, во-первых, единственным героем изображения (фламандская деревня, населенная людьми, исчезает), а во-вторых, оказывается под огромным раскидистым деревом. И, конечно же, миниатюра, в отличие от гравюры, обладает насыщенным цветом — это традиционные для стиля художника сюрреалистичные сочетания оттенков. 

Сверху: Рафаэль Саделер I. Скорбь. Гравюра по рисунку Мартина де Воса. Около 1560–1628 годов
44.62.6 / The Metropolitan Museum of Art


Фрагменты: Фаррух Бек. Миниатюра с суфийским мудрецом, вдохновленная европейским изображением меланхолии. Фолио из альбома, принадлежавшего Шах-Джахану, властителю Империи Великих Моголов. Около 1615–1616 годов
MS.44.2007 / Museum of Islamic Art, Doha

Фрагменты: Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514 год
43.106.1 / The Metropolitan Museum of Art

Фаррух Бек родился в Персии около 1516 года. Первое его упоминание как миниатюриста (тогда он был известен как Фаррух Хуссейн), приходится на 1580-е годы — в тот момент мастер работал в Кабуле на шаха Мухаммада Худабенде из династии Сефевидов. Следующее упоминание имени Фаррух Бека относится уже к 1585 году, когда он служил Акбару, третьему могольскому падишаху, в индийском Биджапуре. Этот правитель, вероятнее всего, и пожаловал художнику почетный титул «бек». Акбар и следующий, четвертый падишах Джахангир очень сильно повлияли на развитие могольской рукописной традиции, покровительствуя мастерам и открывая библиотеки. В 1609 году Джахангир в мемуарах назвал Фаррух Бека «одним из несравненных своей эпохи». Миниатюра с суфийским мудрецом была написана в Агре на севере Индии, где мастер и умер спустя всего четыре года в возрасте 74 лет.

Авторы
Мария Смагар
Историк-медиевист, специалист по средневековой европейской рукописной культуре, аспирантка исторического факультета МГУ, редактор.