(EE)
EN / RU
Artifacts

A Miniature from the Mughal Empire

Left: Farrukh Beg. Miniature with a Sufi Sage, after the European Personification of Melancholia. Folio from an album belonging to Shah Jahan, ruler of the Mughal Empire. Ca. 1615-1616.
MS.44.2007 / Museum of Islamic Art, Doha

Right (fragment): Raphael Sadeler I. Dolor (Sorrow). Engraving after a drawing by Maerten de Vos. Ca. 1560-1628.
44.62.6 / The Metropolitan Museum of Art

A Sufi sage, bent with age, sits in a wicker chair under a sprawling tree. His eyes are open, but his gaze seems to be turned inward. He is contemplating. A dog has curled up snugly at his feet and two sheep feeding their young lie a little farther behind him. This is the subject of a miniature by Farrukh Beg, a Mughal artist of Persian origin, dated 1615, from the collection of the Museum of Islamic Art in Doha.

A man, bent with age, sits in a wicker chair on the porch of his home. His eyes are open, but his gaze seems to be turned inward. He is contemplating. A dog has curled up snugly at his feet and behind him, outdoors, the life of a small Flemish village runs its course. This is the subject of an engraving, Dolor (Sorrow), made by Raphael Sadeler, a member of the largest North European engraver dynasty, made after a drawing by Flemish master Maerten de Vos in 1591.

The similarity between those two images is no accident: Sadeler’s engraving served as a model or blueprint for Farrukh Beg’s miniature. The original drawing by de Vos is furthermore inspired by one of the most famous engravings in European history—Albrecht Dürer’s Melancholia. The curled-up dog, symbolizing melancholy, the thoughtful posture of the old man, the thin staff or walking stick on which he leans, and several other objects have all come into the Eastern miniature from Melancholia.

How did a Flemish engraving end up in Agra, at the court of the Mughal EmperorMughal EmperorThe Mughal Empire was a Timurid state, which existed on the territories of contemporary India, Pakistan, Bangladesh and southeast Afghanistan in 1526-1540 and 1555-1858. where Farrukh Beg was working? European art mainly entered India by way of the Dutch East Indian company, which was founded in 1602 and was given monopoly rights to trade with many countries of the Pacific and Indian Oceans. Engravings and illuminated manuscriptsilluminated manuscriptsIlluminated manuscripts are medieval manuscripts where the text is accompanied by certain pictorial elements: borders, miniatures, etc. These manuscripts were termed "illuminated" because initially they were decorated with thin gold plates. were also brought to the region by Jesuit missionaries. Thanks to traders and religious figures, the local masters could get acquainted with Western notions of perspective and realistic painting. The practice of adapting European artistic techniques was widespread among masters at both SafavidSafavidThe Safavid state existed from 1501 to 1722 and encompassed the territories of contemporary Azerbaijan, Iran, Armenia, Georgia, Turkmenistan, Afghanistan, Iraq, eastern Turkey, Kuwait, Bahrein, as well as a parts of Pakistan, southern Uzbekistan, eastern Syria, and southern Russia. In medieval sources it is often called the Qizilbash state. and Mughal courts, but it is not known what criteria the local artists used to choose the miniatures and how the miniatures would then be copied. 

Left: Rembrandt. Shah Jahan (detail), about 1656–61.
1978.38 / Cleveland Museum of Art

Right: Bichitr. Jujhar Singh Bundela Kneels in Submission to Shah Jahan (detail), 1630–40.
07A.16 / Minto Album, Trustees of the Chester Beatty Library

The intercultural influence was mutual. Mughal and Safavid illuminated manuscripts were brought to Europe, where they changed the depictive techniques of Western painters. Rembrandt, for instance, copied works brought from the Mughal empire. The folio with Farrukh Beg’s miniature was part of a muraqqa, a miniature and calligraphy album meant for close examination, which often ended up in the collections of Eastern aristocrats. The first muraqqas appeared in Persia in the XVI century, and in the beginning of the XVII century they became widespread in the Mughal and Ottoman empires. According to some scholars, albums became popular in Europe as a format because of the muraqqas brought by British colonizers from India. Unfortunately, most muraqqas were lost, broken up, or split apart into separate sheets: this practice made selling them easier and more lucrative.

The aforementioned miniature is the only surviving work of Farrukh Beg for which a European model was used. It is unknown why the master chose to copy that particular sheet from The Four Ages of Man, an album by Maerten de Vos. By 1615 Farrukh Beg had turned seventy. Yet another of his surviving miniatures dates to that very year—a self-portrait. This allows some researchers to associate the old, white-haired Sufi sage in the first image with Farrukh Beg himself.

Farrukh Beg. Self-Portrait. Page from a Muraqqa of Shah Jahan, circa 1615.

The Metropolitan Museum of Art

It is also remarkable that this miniature retains most of the elements present in Sadeler’s engraving, although they do change their location. The main subject, the Sufi, moves from the house to the outdoors, under a tree. His table, with a book on top, is now also situated outside. The pince-nez, depicted on the engraving, remains part of the miniature but is multiplied: instead of one, Farrukh Beg places two pince-nez on the table. The clothing of the sage is practically the same. The objects of decor inside the house remain almost identical. Even the cat, spilling a jug of milk, moves from the engraving to the space of the miniature. The only change is that Farrukh Beg adapts common European objects to a local context: the jars on the shelves change their shape, reminding one of huqqa—Mughal hookah vases. These were made from metal or beautiful colored or transparent glass, produced in the Mughal empire.

Despite the apparent similarity in composition between the engraving and the miniature, Farrukh Beg ignores the laws of perspective which the Flemish engraving obeys: the miniatures is situated in a completely different, non-three-dimensional, abstract space. Besides that, the Sufi, first of all, is made into the single protagonist of the image (the Flemish village and its people disappear) and, second of all, is transported to a place under a giant sprawling tree. And of course, the miniature, unlike the engraving, is lushly colored, with the surreal combinations of tones characteristic of Farrukh Beg’s style. 

Top: Raphael Sadeler I. Dolor (Sorrow). Engraving after a drawing by Maerten de Vos. Ca. 1560-1628.
44.62.6 / The Metropolitan Museum of Art


Fragments: Farrukh Beg. Miniature with a Sufi Sage, after the European Personification of Melancholia. Folio from an album belonging to Shah Jahan, ruler of the Mughal Empire. Ca. 1615-1616.
MS.44.2007 / Museum of Islamic Art, Doha

Fragments: Albrecht Dürer. Melancholia I. 1514.
43.106.1 / The Metropolitan Museum of Art

Farrukh Beg was born in Persia around 1516. He is first mentioned as a miniaturist in the 1580’s (then he was known as Farrukh Hussein), while he was working in Kabul for the Shah Mohammad Khodabandeh from the Safavid dynasty. The next mention of the name Farrukh Beg is dated 1585, when he served Akbar, the third Mughal emperor, in India’s Bijapur. It is likely that this ruler granted the artist the honorary title of “beg.” Akbar, as well as his successor, the fourth emperor Jahangir, had a major influence on the development of Mughal handwriting and calligraphy tradition, patronizing masters and opening libraries. In 1609, in his memoirs, Jahangir called Farrukh Beg “unrivaled in his age.” The miniature with the Sufi sage was painted in Agra in North India, where the master died after only four years at the age of seventy four.

Translated from Russian by Diana Khamis

Contributors
Maria Smagar
Historian, editor, specialist in medieval European manuscript culture, and a Ph.D. candidate at Moscow State University.

(EE)
EN / RU
Артефакты

Миниатюра из империи Великих Моголов

Слева: Фаррух Бек. Миниатюра с суфийским мудрецом, вдохновленная европейским изображением меланхолии. Фолио из альбома, принадлежавшего Шах-Джахану, властителю Империи Великих Моголов. Около 1615–1616 годов
MS.44.2007 / Museum of Islamic Art, Doha

Справа (фрагмент): Рафаэль Саделер I. Скорбь. Гравюра по рисунку Мартина де Воса. Около 1560–1628 годов
44.62.6 / The Metropolitan Museum of Art

Пожилой согбенный суфийский мудрец сидит в плетеном кресле под раскидистым деревом. Его глаза открыты, но взгляд будто направлен внутрь. Он созерцает. У его ног уютно свернулась собака, чуть поодаль расположились две овечки, кормящие ягнят. Таков сюжет миниатюры могольского художника персидского происхождения Фаррух Бека, датируемой 1615 годом, из коллекции Музея исламского искусства в Дохе.

Пожилой согбенный муж сидит в плетеном кресле на крыльце своего дома. Его глаза открыты, но взгляд будто бы направлен внутрь. Он созерцает. У его ног уютно свернулась собака, а за его спиной, в экстерьере, протекает жизнь фламандской деревушки. Это сюжет гравюры «Скорбь» (Dolor), выполненной Рафаэлем Саделером, представителем самой крупной североевропейской династии граверов, по рисунку фламандского мастера Мартина де Воса в 1591 году.

Сходство этих двух изображений неслучайно: гравюра Рафаэля Саделера стала моделью, или прообразом, для миниатюры Фаррух Бека. При этом исходный рисунок де Воса вдохновлен одной из самых известных гравюр в европейской истории — «Меланхолией» Альбрехта Дюрера. Именно из нее в восточную миниатюру перекочевала свернувшаяся у ног мудреца собака, символизирующая меланхолию, задумчивая поза старика, тонкий жезл-палка, на который он опирается, и еще несколько предметов.

Как фламандская гравюра оказалась в Агре, при дворе императора Великих МоголовВеликих МоголовИмперия Великих Моголов — тимуридское государство, существовавшее на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана в 1526–1540 и 1555–1858 годах., где работал Фаррух Бек? В основном европейское искусство проникало в Индию через Голландскую Ост-Индскую компанию, основанную в 1602 году и имевшую монопольные права на торговлю со многими странами Тихого и Индийского океанов. Также гравюры и иллюминированные рукописииллюминированные рукописиСредневековые манускрипты, текстовая часть которых сопровождается изобразительными элементами: бордюрами, миниатюрами и пр. Слово «иллюминировать» (от лат. Illuminatio — «освещать») употребляется здесь потому, что изначально для украшения рукописей часто использовали тонкие золотые пластины. распространяли по региону иезуитские миссионеры. Именно благодаря торговцам и религиозным деятелям местные мастера знакомились с западными представлениями о перспективе и реалистичной живописи. Практика адаптации европейских художественных приемов была распространена среди мастеров при дворе как СефевидовСефевидовСефевидское государство существовало с 1501 по 1722 и располагалось на территориях современных Азербайджана, Ирана, Армении, Грузии, Туркменистана, Афганистана, Ирака, восточной Турции, Кувейта, Бахрейна, а также части Пакистана, юга Узбекистана, востока Сирии, и юга России. В средневековых источниках государство чаще называлось Кызылбашским государством., так и Моголов, однако неизвестно, как именно местные художники копировали миниатюры и по каким принципам их выбирали. 

Слева: Рембрандт. Шах-Джахан. Около 1656–1661 годов
1978.38 / Cleveland Museum of Art

Справа: Бичитр. Джуджар Сингх Бундела преклоняет колено перед Шах-Джаханом. 1630–1640-е годы
07A.16 / Minto Album, Trustees of the Chester Beatty Library

Межкультурное влияние было обоюдным. Могольские и сефевидские иллюминированные рукописи ввозили в Европу, где они меняли изобразительные техники западных художников. Например, Рембрандт занимался копированием привезенных из империи Моголов работ. Фолио с миниатюрой Фаррух Бека — часть муракка (muraqqa), альбома с миниатюрами и каллиграфией, который предназначался для разглядывания и часто оказывался в коллекциях восточной аристократии. Первые муракка появились в Персии в XVI веке, а в начале XVII века мода на них распространилась и на территории Могольской и Османской империй. По мнению некоторых исследователей, именно муракка, привезенные британскими колонизаторами из Индии, породили европейскую моду на альбомы. К сожалению, большая часть муракка была утеряна, расформирована или разобрана по отдельным листам: так было удобнее и выгоднее их продавать.

Приведенная выше миниатюра — единственная среди дошедших до нас работ Фаррух Бека, для изготовления которой использовалась европейская модель. Почему мастер решил избрать для копирования именно этот лист из альбома Мартина Воса «Четыре возраста человечества», неизвестно. К 1615-му Фаррух Беку исполнилось 70 лет. И этим же годом датируется другая сохранившаяся его миниатюра — автопортрет. Это позволяет некоторым исследователям ассоциировать пожилого и убеленного сединами суфийского мудреца в первом изображении с фигурой самого Фаррух Бека.

Фаррух Бек. Автопортрет. Страница из муракки Шах-Джахана. Примерно 1615 год

The Metropolitan Museum of Art

Интересно и то, что в этой миниатюре большая часть элементов, присутствовавших на гравюре Саделера, остается, но меняет расположение: сам главный герой, суфий, переезжает из дома на улицу, под дерево. Его стол с лежащей на нем книгой тоже оказывается снаружи. Пенсне, которое изображено на гравюре, остается и в миниатюре, но умножается: вместо одного Фаррух Бек размещает на столе рядом с книгой два пенсне. Одежда мудреца почти не меняет формы. Предметы внутреннего убранства дома остаются почти такими же. И даже кот, разливающий кувшин с молоком, переходит с гравюры в пространство миниатюры. Единственное различие заключается в том, что Фаррух Бек адаптирует привычные европейские предметы под местный контекст: сосуды на полках меняют форму и напоминают хукка (huqqa) — могольские вазы для кальянов. Их делали из металла или красивого прозрачного или цветного стекла, которое производили на территории Могольской империи.

Несмотря на кажущуюся схожесть в композиции гравюры и миниатюры, Фаррух Бек игнорирует переданные во фламандской гравюре законы перспективы: миниатюра находится в абсолютно другом, не трехмерном, абстрактном пространстве. Помимо этого, суфий становится, во-первых, единственным героем изображения (фламандская деревня, населенная людьми, исчезает), а во-вторых, оказывается под огромным раскидистым деревом. И, конечно же, миниатюра, в отличие от гравюры, обладает насыщенным цветом — это традиционные для стиля художника сюрреалистичные сочетания оттенков. 

Сверху: Рафаэль Саделер I. Скорбь. Гравюра по рисунку Мартина де Воса. Около 1560–1628 годов
44.62.6 / The Metropolitan Museum of Art


Фрагменты: Фаррух Бек. Миниатюра с суфийским мудрецом, вдохновленная европейским изображением меланхолии. Фолио из альбома, принадлежавшего Шах-Джахану, властителю Империи Великих Моголов. Около 1615–1616 годов
MS.44.2007 / Museum of Islamic Art, Doha

Фрагменты: Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514 год
43.106.1 / The Metropolitan Museum of Art

Фаррух Бек родился в Персии около 1516 года. Первое его упоминание как миниатюриста (тогда он был известен как Фаррух Хуссейн), приходится на 1580-е годы — в тот момент мастер работал в Кабуле на шаха Мухаммада Худабенде из династии Сефевидов. Следующее упоминание имени Фаррух Бека относится уже к 1585 году, когда он служил Акбару, третьему могольскому падишаху, в индийском Биджапуре. Этот правитель, вероятнее всего, и пожаловал художнику почетный титул «бек». Акбар и следующий, четвертый падишах Джахангир очень сильно повлияли на развитие могольской рукописной традиции, покровительствуя мастерам и открывая библиотеки. В 1609 году Джахангир в мемуарах назвал Фаррух Бека «одним из несравненных своей эпохи». Миниатюра с суфийским мудрецом была написана в Агре на севере Индии, где мастер и умер спустя всего четыре года в возрасте 74 лет.

Авторы
Мария Смагар
Историк-медиевист, специалист по средневековой европейской рукописной культуре, аспирантка исторического факультета МГУ, редактор.