(EE)
ISSUE 2: DREAM
Making space for dreaming means increasing the field of possibility
EN / RU
Music Atlas

Reverence for the Sound: Interview with Sarah Davachi

Sarah Davachi in Maclean Park (Vancouver, Canada), 2018
Photography by Jennilee Marigomen

Canadian composer Sarah Davachi is one of the most prominent contemporary artists in the fields of minimalism, ambient, and drone music. Her early work as a tour guide at the largest music instruments museum in the country has led her to develop an interest in individual instruments, with a focus on the organs of the Renaissance era in particular. With a background in philosophy and musicology, she’s currently working on her PhD dissertation in organology at the University of California Los Angeles. Shortly after the release of her new record Cantus, Descant, Davachi spoke with curator Andrei Zailer about her Persian ancestry, experiences performing at Catholic cathedrals, playing with collective memory, and her dreams.

Andrei Zailer: How long have you been living in California? Does it already feel like home to you?

Sarah Davachi:I've been here for three years now. Not in 2020, but normally it's a nice place to be. Especially Los Angeles, because it’s very separate from the rest of the United States—geographically and politically. Most of the US is actually horrible. California is the only place in the US that feels comfortable to me. I still think of Canada as home because my family is there. But if they weren't I don't think I’d feel much of a connection to Canada.

AZ:Your last name sounds Persian. Did your parents immigrate to Canada?

SD:That's Persian, but everybody else usually thinks it's Italian. My parents are Iranian, and they first moved to the UK in 1972 and then to Canada in the early 80s. I don't really have any relatives in Iran, maybe just some distant family that's still there. But everybody else has left. My parents are from the city of Tabriz which is in that part of Iran mostly populated by Azerbaijanis.part of Iran mostly populated by Azerbaijanis.Iranian Azerbaijan is a historical region in northwestern Iran that borders Iraq, Turkey, the Nakhchivan Autonomous Republic, Armenia, and the Republic of Azerbaijan. They speak Farsi, but their first language is Azeri. So when I hear Farsi it does something for me, but as I grew up hearing Azeri all the time, it’s especially weird when I hear strangers speaking Azeri. It’s not as common of a language that you hear in North America, as Farsi is.

I've always dreamt to go to that part of the world. I’ve only been to Istanbul, which is nowhere near Iran. Azeri language comes from Turkish, it's more similar to Turkish than to Farsi. So when I hear Turkish I can understand bits of it. It was just nice to be somewhere where I've never been before, but feel comfortable, something that you don't really get anywhere in America.

The neighbourhood that I live in in LA has a very large Armenian population, the second largest one outside of Armenia. And since living here I've realized that I've never had the experience in any other city of having everybody look like me. Normally I’m the one that looks different, the one that people are looking at. And now I walk around and look just like everybody else. It's not that everybody just assumes I'm Armenian. It's just a weird, nice feeling that you fit in.

AZ:It’s still quite curious that you are Persian and play organ at Catholic cathedrals and churches so often. Are you religious at all?

SD:My parents grew up secular and I grew up secular too in a very science-oriented household. So every time that I'm in a church, there's a part of me that understands that it's a bit ironic for somebody quite anti-religious to be performing in these spaces. But I delineate religion from spirituality a lot. And I would consider myself to be a spiritual person, just not in a religious sense. In that way this attraction to churches and organ music makes sense to me. Every time I'm there I'm conscious of what it is specifically that interests me in these places—why do I like them? What's it about this experience that I like?

Part of it is being overwhelmed by the sounds in churches, because it takes up all the space. There's a reverence for the sound to be able to slow down and actually listen to the sound in space. It's very different from a club or normal venue or even a concert hall. In a church, it's a much different way of listening, especially with the organ. I've played organs in the concert halls as well, but when you play them in churches it's a perfect setting, because the organist is usually out of sight. You don’t see them as it was designed because the sound was meant to imitate the presence of God. You feel it, but you don't see it. 

It really makes sense to what I do. When I watch videos of myself perform I sometimes think—is this paused or is this actually happening? And then I see myself make a small movement. Everything I do happens really slowly, it's micro movements, so there isn't really anything to watch. 

Video for Sarah Davachi's piece “Stations II” from her latest album Cantus, Descant, 2020

AZ:How did you really develop this specific interest in organs? Is it also coming from your experience of working at a music instruments museum in Calgary?

SD:Yeah, it definitely came through the museum, which is great. Because again, coming from such an anti-church perspective growing up, I wouldn't have gone into a church and wouldn't have explored them in any other context. So working at this museum, I got into it really early. I got into synthesizers and organs at the same time, because they feel the same to me. I've always said that the organ is like an acoustic synthesizer. It works in the same way to create sound. So coming from playing piano, and then having all these other types of keyboard instruments to explore, the synthesizer and organ made the most sense to me. At that time it was on a really basic level, just because they could sustain sound in a way that the piano couldn't.

Half of the museum was acoustic instruments and the other half was electronic. It was literally just a warehouse full of instruments. They did have electronic organs like the Hammond B-3, but they had a bunch of acoustic organs as well. They had a couple of small pipe organs, but the one that I started playing at that time was a really big reed organreed organUnlike a pipe organ, which produces sound by pushing pressurised air through tubular pipes, reed organs use air to vibrate internal metal reeds and do not have feature pipes. . Then there was a Buchla 100 synthesizer, that was the first synthesizer that I learned how to play on. I remember sitting with both of those and just listening to them for hours, holding an octave or two oscillators in tune with each other and just letting that drift naturally happen.

For me the most enjoyable is just sitting down and finding the specific thing in that instrument that speaks to me

AZ:You frequently mentioned that you're on the path of focusing on individual instruments. Are you still on this path?

SD:Lately, it's become more of a deliberate thing that I've noticed I'm doing. I try to focus specifically on certain things. A lot of people who're actually trying to sit down and focus on the instrument, they want to cover the whole range of it, they want to see everything that it can do and explore all parts of it. And I don't really think that way. For me the most enjoyable is just sitting down and finding the specific thing in that instrument that speaks to me. I think that interest in finding the dialogue with an instrument is what keeps me looking at specific instruments or processes in music making. It also works really well in terms of making albums. I think it's an elegant way of having one album to be focused on just one thing or one way of looking at an instrument.

AZ:I heard that for your album Vergers you’ve been working with the exact same EMS Synthi 100 synthesizer that Soviet composer Eduard Artemyev used to create the soundtrack for Tarkovsky's Stalker. How come this machine made its way to Canada?

SD:It's really strange that I had access to all these great instruments. Actually, the one on the record belongs to a friend in Vancouver. But when I used to give tours at the museum in Calgary, we would use the one from MelodiyaMelodiyaThe major state-owned record company in the Soviet Union. Until the 1980s Melodiya, which means melody in Russian, was also the only record company and thus published all of the music and educational materials in the country. for demonstrations. Just like all the instruments in the museum, they were just purchased from a private collector. The EMS is only split into two parts, so I don't know how you move them around.

But there is an interesting story about how that instrument got into the Soviet Union from the UK in the 70s. At that time, EMS had a bunch of promotional materials that were saying things like “Every picnic needs a Synthi” or “Every nun needs a Synthi” with a picture of a nun playing it. But they also had a lot of such promotional ads that featured naked women or suggestive things on them. So when the Synthi came into Soviet Union, it got held at customs because they thought it was pornography. Obviously it got released after all, but they confiscated these promotional materials along with the manual for the instrument. 

The sound of Artemyev’s soundtracks, especially for Tarkovsky's The Mirror, is electronic, but not in an obvious sense. I don't try to hide when anything is electronic in my music. For me, an acoustic instrument and electronic instrument are the same, they just work in different ways. But in a lot of electronic music, especially from that time, there's this separation between them. Artemyev’s scores don't do that. They're very subtle in a way that you're not preoccupied with what the source of the sound is necessarily. Especially with the Stalker soundtrack, there's so much of it that is so minimal, which is the same with the organ. I think a lot of people looked at the Synthi 100 thinking it's such a big and overwhelming instrument, that it should have this massive sound to accompany it. I think Artemyev went in the opposite direction of that and just used it in this very minimal way. That is really interesting, and that's what I'm trying to do myself—taking a really big instrument and just using a small portion of it.

Promotional materials for the EMS Synthi, 1970s

AZ:Your own works are also often described as cinematic. Do you ever get commissions for film soundtracks?

SD:Generally people are using my music in smaller independent films sometimes. But somehow I don't ever get asked to do original soundtracks. I’ve never done anything.

AZ:If you did, and you could pick a movie, what would it be?

SD:I think of older films, of soundtracks that I respect a lot. A lot of the Popol Vuh soundtracks for Herzog films are really interesting. Anything that focuses not necessarily on the action, but is almost like photography—moments, where the image can just be this still and you focus on it. Films like that are really interesting to me and I think my music works well with that type. But one of my dreams is to score Andrei Rublev by Tarkovsky, because I really love historical dramas, and Barry Lyndon by Stanley Kubrick is my favourite film. Or if there's a movie set in the Middle Ages and they wanted weird music that was medieval minded, but not necessarily medieval. I think I'm pretty good at that. I’d enjoy it.

AZ:You have an affection for early music and instruments——medieval and Renaissance. Is your manipulation of them a conscious approach to create that haunting, eerie emotion that many use to describe your music?

SD:That's something I also wonder about. There's a part of it which started in a theoretical interest in tuning and instruments. There are so many Western instruments that were just completely gotten rid of after the Renaissance! For whatever reason, they thought they weren’t useful or something. And that has always interested me, this idea of the different functions of music. Even not just being necessarily religious, but the functions we were talking about that music has had in churches, and how music had this different kind of function in that space. That's been really interesting to me. Once you have all the theoretical components from that type of music in place, there's another step that affects the feeling or whatever you get from the music. I think that's what I picked up on in my own music. If I'm not composing for sackbutsackbutA type of trombone from the Renaissance and Baroque eras, characterized by a telescopic slide that is used to vary the length of the tube to change pitch., or some other old instrument, there are certain effective things from that type of music that I tried to insert into my own way of playing instruments and the type of experience that I want people to have when they listen.

AZ:So are you actually playing with the collective memory of people?

SD:I suppose. That's an interesting thing about early history in general. There's so much that we just don't know about early music, especially medieval music, as we don't have any records. The idea of early music, or what we think we know about that, is a very modern idea. Even the idea of memory and history, this connection to the past, it's the thing that we'll never really have. But I think that's okay and interesting to be able to play with that sense of modernity, with respect to things that are very much out of reach from us, especially in the Middle Ages.

Sarah Davachi's album covers. Cantus, Descant (2020), Gave in Rest (2018), Pale Bloom (2019), Dominions (2016)

AZ:It's clear that your music career is deeply connected with your academic research. What's actually more important to you? Do your studies fuel your music career or vice versa?

SD:I think a lot about this. It's kind of an even balance. The fact that I make music, that was the early interest, and that led to wanting to study it more rigorously in academic settings. So in that way, the music comes first and informs what I'm interested in studying. But there's been so much stuff that I read about going that way, like things coming from the theoretical basis that make me think about my music a bit differently. But at the same time the academic work that I do has always been sort of an excuse to get more in-depth with other types of music that I don't make. So, you know, there's a lot of my music, for instance, that is influenced or affected in some way by early music, early Western music traditions, but I'm not making early music, and I'm not sitting there in the traditional sense. Getting deeper into it academically or in terms of the literature is a way to connect closely with that type of music making.

AZ:So, are you a musician first or an academic?

SD:I’d say musician. As I go through my PhD right now, this is also something I think about a lot. And I think that academia is not for me. I like researching a lot and I think I always will. But academia is a dark place. I definitely like the idea of being a musician in terms of thinking about music. I didn't really go into it thinking that I wanted to be a tenured professor. It's just another aspect of what I do—having that background and being able to have connections to other people who work in the same fields. Just being able to write about things and maybe be taken more seriously is a nice extension of academia.

AZ:I heard that your upcoming dissertation is almost an entire book and you're already in the latter stages of it. Does it already have a specific name?

SD:It does. I'm calling it “From the Ruins of the Literal,” which is a quote from a philosopher Paul Ricoeur who wrote about metaphor in literature and metaphor theory. He has a lot of ideas about how arts and the aesthetic experience in general follow the same path as a metaphor. It opens your experience up to something new and you end up learning something that isn't from the literal meaning of things, that there's this new understanding and this new truth that emerges from an aesthetic experience. It’s about critical organology and timbre.

AZ:Are you interested in any music systems other than Western?

SD:I've been reading a lot about Arabic music and I've actually done a lot of work with Indonesian gamelangamelanAn ensemble predominantly made up of percussion (tuned gongs of various types and metal-keyed instruments) that is central to the musical cultures of the Javanese, Sundanese, and Balinese peoples of Indonesia. music, so I understand those systems pretty well. But Arabic music is the next one that I'm finding myself getting more interested in. In Western culture there's this very aesthetic view of what music is supposed to do. And of course it's not, it varies in other cultures. There's so much that you can understand from reading about theories and other musical traditions. But there's a bigger part of it that comes from actually playing that music and instruments and being immersed in it. There’s a lot of really interesting instruments. Apparently, there was an accordion that had quarter tones on it. You can play all the tones and the scales and the modes in Arabic music. I remember seeing it in a museum in Phoenix, Arizona, and I just wanted so badly to get my hands on it. Maybe one day, we'll see.

Contributors
Sarah Davachi
Composer and performer of electroacoustic music from Canada. Her projects are primarily concerned with psychoacoustics of aural spaces, utilizing extended durations and simple harmonic structures. Davachi holds a bachelor's degree in philosophy from the University of Calgary and a master's degree in electronic music and recording media from Mills College in Oakland, California. She is currently a doctoral candidate in musicology at UCLA and is based in Los Angeles, California, USA.
Andrei Zailer
Independent curator and program director, co-founder of experimental music and performance series TKANI. He is currently based in Tbilisi.

(EE)
ВЫПУСК 2: МЕЧТА
Создать пространство для мечты — значит расширить поле возможного
EN / RU
Музыкальный атлас

Благоговение перед звуком: интервью с Сарой Давачи

Сара Давачи в ванкуверском парке Маклин, Канада, 2018 год
Фотографии Дженнили Маригомен

Сара Давачи родом из Канады, но живет в Лос-Анджелесе. Она сочиняет минималистичную, эмбиент- и дроун-музыку и считается одним из самых заметных и важных композиторов современности. Благодаря опыту работы в крупнейшем в Канаде музее музыкальных инструментов она стала увлекаться органами эпохи Ренессанса и синтезаторами. Сара изучала философию и музыковедение, а сейчас работает над диссертацией по инструментоведению в Калифорнийском университете. Вскоре после выхода альбома Cactus, Descant Давачи поговорила с куратором Андреем Зайлером о своих персидских корнях, опыте выступлений в католических соборах, коллективной памяти и мечтах.

Андрей Зайлер: Как долго ты живешь в Калифорнии? Чувствуешь ли там себя как дома?

Сара Давачи:Я здесь уже три года. Не говорю о 2020-м, но обычно здесь хорошо. Особенно в Лос-Анджелесе, потому что он стоит особняком от остальной Америки — как в географическом, так и в политическом смысле. На самом деле большая часть США ужасна, и я чувствую себя комфортно только в Калифорнии. Я все еще считаю Канаду своим домом, ведь там моя семья. Но если бы не они, вряд ли бы что-то меня связывало с теми местами.

АЗ:Фамилия Давачи похожа на персидскую. Твои родители иммигрировали в Канаду?

СД:Она персидская, но все обычно думают, что итальянская. Мои родители иранцы, они переехали в Великобританию в 1972 году, а уже оттуда в начале 1980-х — в Канаду. Семьи в Иране у меня не осталось, разве что дальние родственники. Все остальные уехали. Мои родители из города Тебриз, который находится в той части Ирана, что населена в основном азербайджанцамиазербайджанцамиИранский Азербайджан — историко-географическая область на северо-западе Ирана, граничащая с Ираком, Турцией, Нахичеванской Автономной Республикой, Арменией и Республикой Азербайджан.. Они говорят на фарси, но их первый язык — азербайджанский. Речь на фарси всегда во мне откликается, но особенно странно замечать, что кто-то говорит на азербайджанском, ведь я слышала его все детство. Далеко не самый распространенный в Северной Америке язык, в отличие от фарси.

Я всегда мечтала оказаться в той части света, но бывала только в Стамбуле, он довольно далеко от Ирана. Азербайджанский язык произошел от турецкого и похож на него больше, чем на фарси. Так что я немного понимаю турецкий. Было приятно оказаться в новом месте, где никогда до этого не была, но чувствовать себя там комфортно. В Америке со мной такого не бывает.

Я живу в районе Лос-Анджелеса с большой армянской диаспорой. За пределами Армении это второе по численности армянского населения место. И, живя здесь, я поняла, что ни в каком другом городе не было такого, чтобы все были похожи на меня. Обычно это я выделяюсь и на меня все смотрят. А здесь хожу по улицам и выгляжу как все. И дело не в том, что меня принимают за армянку, — просто есть странное, но приятное ощущение того, что ты вписываешься.

АЗ:Любопытно, что у тебя персидские корни, но ты часто играешь на органе в католических соборах и церквях. Ты вообще религиозна?

СД:Мои родители росли в светской обстановке, так что и мое воспитание было светским и проходило в ориентированной на науку среде. Каждый раз, когда я оказываюсь в церкви, понимаю иронию ситуации: кто-то антирелигиозный выступает в таком пространстве. Но я строго разделяю религию и духовность и считаю себя духовным человеком, просто в другом смысле. Соответственно, мое влечение к церквям и органной музыке вполне объяснимо. Всякий раз, когда я оказываюсь в таких местах, я понимаю, чем они меня привлекают, что мне в них нравится, какой опыт они мне дают.

Отчасти это наполненность чувствами, потрясение звуком, занимающим все пространство церкви. Возможность остановиться и прислушаться подразумевает благоговение перед звуком. Это очень отличается от того, как все происходит в клубах, концертных залах и на других площадках. В церкви мы слушаем совсем по-другому, особенно орган. Я играла на нем и в концертных залах, но церковь — идеальное для этого место, потому что органиста обычно не видно. По задумке, звук органа в церкви должен имитировать присутствие Бога: его можно почувствовать, но не увидеть.

И это хорошо подходит тому, чем я занимаюсь. Когда я смотрю видеозаписи своих выступлений, часто сама не понимаю, стоят они на паузе или в них действительно что-то происходит. И вдруг вижу, как делаю на экране почти незаметное движение. Все происходит очень медленно, — это микродвижения, по сути, там даже смотреть не на что. Мне всегда казалось важным свести свое присутствие к минимуму.

Видео на композицию Stations II с последнего альбома Сары Давачи Cantus, Descant, 2020 год

АЗ:А как появился интерес к органам? Связано ли это с твоей работой в музее музыкальных инструментов в Калгари?

СД:Да, конечно, музей сыграл свою роль, что здорово. Иначе, с моим светским воспитанием, я бы просто никогда не оказалась в церкви и не имела доступа к органам. А благодаря работе в музее я увлеклась ими довольно рано, одновременно с синтезаторами кстати. Я всегда говорила, что орган — своего рода акустический синтезатор. Принципы, по которым они создают звук, очень похожи. Из всех клавишных инструментов, которые я попробовала после пианино, орган и синтезатор подошли мне больше всего. На тот момент я понимала это на самом базовом уровне — мне нравилось, что они могут издавать звук непрерывно, в отличие от пианино.

Половина инструментов в музее была акустической, а другая — электронной. Это буквально был склад. Там были электронные органы вроде Hammond B3. Среди акустических было несколько небольших органов с трубами, но именно играть я начала на большом язычковом органеязычковом органеВ отличие от обычного органа, в котором звук создается благодаря пропусканию воздуха через трубы под давлением, язычковый орган имеет внутренние металлические части, вибрирующие от проходящего воздуха.. Еще там стоял синтезатор Buchla 100, его я освоила первым. Помню, как сидела с этими двумя инструментами и слушала их часами: зажимала октаву или удерживала два осциллятора в одной тональности, позволяя им просто звучать.

Мне больше нравится находить в инструменте то, что мне по-настоящему близко

АЗ:Ты часто упоминала, что твой путь связан с освоением конкретных инструментов. Это все еще так?

СД:В последнее время заметила, что следую им все более целенаправленно, пытаясь сосредоточиться на конкретных вещах. Многие люди, которые действительно стараются разобраться в инструменте, хотят узнать все, на что он способен, и изучить каждый его элемент. У меня другой подход. Мне больше нравится находить в инструменте то, что мне по-настоящему близко. Я думаю, что такое взаимодействие и позволяет мне продолжать изучать отдельные инструменты и процессы создания музыки. Еще это хорошо помогает записывать альбомы. Мне кажется элегантным решением посвящать альбом чему-то одному, например конкретному приему или способу обращения с инструментом.

АЗ:Я слышал, что в альбоме Vergers ты использовала тот же синтезатор EMS Synthi 100, с помощью которого Эдуард Артемьев записывал саундтрек к «Сталкеру» Тарковского. Как он оказался в Канаде?

СД:Удивительно, конечно, что у меня был доступ ко всем этим уникальным инструментам. На самом деле синтезатор, который использовался при записи альбома, принадлежит одному моему ванкуверскому другу. Но когда я проводила экскурсии в музее в Калгари, мы всегда показывали этот синтезатор от «МелодииМелодииКрупная государственная звукозаписывающая компания в СССР. До 1980-х только «Мелодия» издавала всю музыку и соответствующие образовательные материалы в стране.». Как и все инструменты в музее, он был приобретен у частного коллекционера. EMS можно разобрать только на две части, так что не представляю, как его транспортировали.

Но интересно, как он попал из Великобритании в Советский Союз в 1970-х годах. Компания EMS тогда использовала для рекламы разные буклеты со слоганами вроде «На любом пикнике нужен Synthi» или «Каждой монашке нужен Synthi» — с изображением монашки, играющей на синтезаторе. Но еще у них было много рекламы с голыми женщинами и другими непристойными штуками. Так что, когда Synthi попал в СССР, его задержали на таможне, потому что думали, что это порнография. Разумеется, позже его пропустили, но все буклеты и даже инструкция к инструменту были конфискованы.

Саундтреки Артемьева, особенно тот, что в «Зеркале» Тарковского, отличаются электронным звучанием, но на это не сразу обращаешь внимание. Я не пытаюсь скрывать электронность своей музыки. Мне все равно, электронный инструмент или акустический: различие лишь в том, как они работают. А для множества электронных композиций, особенно тех времен, характерно подобное разграничение. Но не для работ Артемьева. Их тонкость в том, что слушатель не задумывается об источнике звука. Особенно это касается саундтрека к «Сталкеру», который местами настолько минималистичен, что напоминает орган. Наверное, многие люди, увидев Synthi 100, думали, что такой массивный инструмент должен звучать как-то мощно. Мне кажется, Артемьев пошел по другому пути и использовал его по-своему, минималистично. И это как раз то, что меня интересует. И то, что мне хотелось бы делать, — брать по-настоящему большой инструмент и использовать лишь его малую часть.

Буклеты с рекламой EMS Synthi 100, 1970-е годы

АЗ:Твою музыку часто называют кинематографичной. Приходилось ли тебе записывать саундтреки к фильмам?

СД:Иногда мои композиции берут для небольших инди-фильмов. Но именно сочинять саундтреки мне не приходилось.

АЗ:А если бы появилась такая возможность, для какой картины ты бы хотела что-нибудь сочинить?

СД:На ум приходят старые фильмы и саундтреки, которые я уважаю. Например, музыка Popol Vuh для картин Херцога очень любопытная. Мне нравятся фильмы, не сосредоточенные на действии, но состоящие из статичных моментов, на которых можно сосредоточиться — почти как на фотографии. Такое кино мне действительно интересно, и, думаю, моя музыка хорошо бы для него подошла. Но вообще мечтаю озвучить «Андрея Рублева» Тарковского. Я люблю исторические драмы, особенно кубриковского «Барри Линдона». Ну или мне бы понравилось что-то сделать для какого-нибудь фильма, действие которого происходит в Средневековье и для которого нужна странная музыка — не обязательно средневековая, но похожая по настроению. 

АЗ:Тебе нравится ранняя музыка и инструменты Средневековья и эпохи Возрождения. Работа с ними — это осознанный метод создания призрачного, потустороннего ощущения, о котором часто говорят в контексте твоего творчества? 

СД:Я тоже задаюсь этим вопросом. Отчасти это началось с теоретического интереса к инструментам и строям. Сколько западных инструментов исчезло после эпохи Возрождения! Видимо, необходимость в них просто отпала по непонятным причинам. Меня всегда интересовали различные функции музыки: не только религиозная, о которой мы говорили ранее, но и более широкий набор функций, задаваемых музыке самим пространством. Как только ты начинаешь разбираться в теории, лежащей в основе таких композиций, в ощущении от них появляется что-то качественно новое. Мне кажется, это то, что я так или иначе использую в своей практике: даже если не сочиняю для сакбутасакбутаПредок современного тромбона, высота тона которого регулируется выдвижной частью. Использовался в эпоху Возрождения и барокко. или другого старинного инструмента, все равно нахожу какие-то техники, связанные с этой традицией, и использую их, чтобы создать собственное звучание и добиться особого ощущения.

АЗ:Получается, ты играешь с коллективной памятью людей?

СД:Похоже на то. История вообще очень интересная штука. Мы многого не знаем о ранней музыке, особенно средневековой, потому что у нас совсем нет ее записей. Представление о ней само по себе очень современное. Даже идея о памяти и истории, о некой связи с прошлым, — это то, чего у нас на самом деле нет. Но меня привлекает возможность игры с этим модернистским представлением о теперь недоступных нам вещах, таких как, например, средневековая музыка.

Обложки альбомов Сары Давачи. Cantus, Descant (2020), Gave in Rest (2018), Pale Bloom (2019), Dominions (2016)

АЗ:Очевидно, что твоя музыкальная карьера тесно связана с академической деятельностью. Но что важнее? Питают ли твои исследования музыку или наоборот? 

СД:Я много об этом думаю. Кажется, что они в балансе. Раннее увлечение написанием музыки привело к желанию изучать ее более методично в академической обстановке. В этом смысле музыка идет первой и определяет то, что я изучаю. Но во время исследований я узнала столько всего, что теперь теоретическая подкованность неизбежно влияет на восприятие собственных сочинений. В то же время академическая деятельность всегда была поводом погрузиться в музыку, которую я не сочиняю сама. Хотя я написала много всего под влиянием ранней западной музыкальной традиции, нельзя сказать, что я пишу раннюю музыку в традиционном понимании. Академическая работа и изучение текстов помогают мне лучше ее понять. 

АЗ:В первую очередь ты все-таки музыкант или академическая исследовательница?

СД:Я бы сказала, музыкант. Я много об этом думаю, работая над своей докторской. И мне кажется, что академический мир все-таки не для меня. Мне нравится заниматься исследованиями, и я буду продолжать это делать, но академический мир — не самое лучшее место. Мне больше нравится думать о себе как о музыканте, и я никогда не помышляла о карьере профессора. Это лишь одна из сторон моей деятельности, а подобный бэкграунд помогает находить единомышленников. Еще один плюс причастности к научному сообществу и наличия публикаций — это то, что тебя начинают воспринимать чуть более серьезно.

АЗ:Я слышал, что диссертация, которую ты почти закончила, — это целая книга. Есть ли у нее название?

СД:Да, назвала ее «На руинах буквального» (From the Ruins of the Literal). Это цитата из работы философа Поля Рикёра, который работал над теорией метафоры в литературе. Он говорил, что искусство и эстетический опыт в целом во многом двигаются по тому же пути, что и метафора: они открывают что-то новое и позволяют не познавать это в буквальном значении, а понимать через эстетическое переживание. Моя работа посвящена критическому инструментоведению и тембру.

AZ:Интересуют ли тебя какие-то музыкальные системы, помимо западной?

SD:Я много читала об арабской музыке и работала с индонезийским гамеланом,гамеланом,Оркестр, обычно состоящий из перкуссионных инструментов. Играет важную роль в культуре яванцев, суданцев и балийцев, живущих на территории современной Индонезии. так что неплохо понимаю эти системы. Сейчас меня все больше начинает интересовать арабская музыка. В западной культуре представление о том, чем должна быть музыка, слишком эстетизированное. Она ничего не должна, и понимание ее смысла варьируется в зависимости от культуры. Изучая теорию и традиции, можно уяснить очень многое. Но еще большее понимание приходит во время исполнения и работы с инструментами. В мире так много интересных инструментов! Оказывается, существует аккордеон с интервалами в четверть тона. В арабской музыке задействованы все тональности, строи и гаммы. Я помню, как увидела в музее в Фениксе такой инструмент и ужасно захотела на нем поиграть. Может, однажды.

Перевод с английского Сергея Шпилевого

Авторы
Сара Давачи
Композитор и исполнительница электроакустической музыки из Канады. В своих проектах, по большей частти основанных на увеличенной длительности звука и простых гармонических структурах, она исследует психоакустику пространств. Давачи получила степень бакалавра философии в Университете Калгари и магистра электронной музыки и звукозаписи в Колледже Миллса. В данный момент работает над докторской диссертацией по музыковедению в UCLA и проживает в Калифорнии.
Андрей Зайлер
Независимый куратор и программный директор, организатор серии мероприятий TKANI, посвященных экспериментальной музыке и перформансу. Живет в Тбилиси.