(EE)
ISSUE 2: DREAM
Making space for dreaming means increasing the field of possibility
EN / RU
Community

I Don’t Like the Word “Human”

Heavily fogged views of Huangpu River and the bridge that connects Puxi and Pudong areas, Shanghai. January 21, 2020

Photography by Nikita Lin

February 19, 2016. In the middle of the night, forty-year-old JIANG Xulin, a full-time teaching fellow in political philosophy at East China Normal University, committed suicide. With one last update on his Weibo account, he wrote, “Forgive me, forgive me, Lord. Please keep open the door of hope; oh, justice… I accept…” The Weibo text message was accompanied by a black-and-white photo of the author himself, facing the camera, eyes lowered as if looking inside for something. His last words, written in the form of a to-do-list, were later found on his office desk.  They gave directions regarding what should be taken care of after his death (No.1–4), imbued by lines of apologies and repentances (No.5–9):

1. The 106,893 Yuan in one debit card (in the wallet) shall be administered by my sister xxx (I remember I also have a younger sister).

2. The 11,273 Yuan on another debit card shall be administered by my sister xxx. (Passwords for both cards are the same: xxxxxx.)

3. The 10,000 Hong Kong dollars and 600 US dollars kept in the drawer in my bedroom, as well as the 4,400 Yuan in the wallet, shall be used for cleaning. This might not be enough to pay the services though.  

4. Half of the books I left in the office shall belong to my student xxx (please also give some of them to the undergraduate students xxx whom I was supervising). The other half are to be disposed of by Mr. xxx. Thank you! 

5. Apologies for not being able to continue the four courses that I’m supposed to teach this semester. Perhaps this could actually minimize the harm being done. 

6. Nothing to be missed. Is it strange that my heart is filled with heaviness and fears. Oh, Lord, pardon me. I thought that there was always something worthy of my curiosity, but my curiosity has been apparently suppressed. Oh, Lord, I broke the toys. Please do not punish me. Even if I am to be punished, please give me the courage to face the unknown moment. Alas, here comes the moment of truth. I am an average man, morally deficient, nothing to be proud of. Lock’s epitaph reads, “Let his vices be buried together.” What else could I do apart from begging for your pardon? Please forgive my sins and errs. 

7. The elegant composition of music would never come out of my hands, likewise the expectations (of engaging the world) have failed me. What is the embrace of love? I have no idea. I couldn’t perceive nor experience. How shall I kiss you and bless you and bid you farewell? 

8. Oh, Lord, please keep open the door of hope. 

9. I have fears. I want some liquor. 

Earlier on the day of his suicide, Jiang posted a few times on his Weibo account, expressing his frustrations and disillusionment over the increasingly depressing socio-political reality of contemporary China. He felt an enormous presence of nihilism that had engulfed his life and soul. He was thinking about death, while in between the lines was soul-searching with questions, hesitations, and struggles. In particular, he mentioned one anecdote between him and the university’s guesthouse management office. It just happened that he purchased a small closet from IKEA and was prevented from moving it into his dorm. That’s the institutional regulations, he added, “Every year they attempt to drive me out of the guesthouse, and they have sufficient reason to do so.” Single and unmarried, Jiang had been living in the university’s guesthouse for all the years that he was teaching there. The humble payment offered by his teaching position might not have enabled him to entertain the thought of buying an apartment out in the city of Shanghai. The university thus became both where he worked and where his home was. 

A sanitation worker crossing a newly constructed bridge which was part of the urban regeneration facilities in the HuangPu River waterfront area. Photos captured during a tour through the discrete exhibition venues of Shanghai Urban Space Art Season 2019 themed ‘Encounter’. September 18, 2019

Photography by Nikita Lin

But there was a problem with the guesthouse. In Chinese universities there are usually guesthouses used to host “official guests” or visitors on trips for academic exchange. They are like hotels, just less fancy. The rooms or dorms are relatively cheap and sometimes free for accommodation. These days, young fellows who freshly join the faculty might still get a single cell in one of those minimally furnished apartment buildings. But the dorms are never to be taken as permanent homes. They are properties that belong to state-owned universities. The institutional rules determine who has the right to enter and stay, for how long, and under what circumstances. The institution was what Jiang Xulin wanted to free himself from. He wanted to be disconnected from the world he inhabited. Unlike Kafka’s fictional character who metamorphosed, Jiang Xulin had to kill himself.

The Chinese phrase 安身立命 which reads ‘ān shēn lì mìng’ in Pinyin has a twofold meaning.  安身 is to find a dwelling place or a location where one could contain and sustain his/her bodily needs. Besides, one has to also find life meaningful and worth living, in answer to which a sense of spiritual belonging must be established. And that’s what 立命 refers to. In fact, I’ve been searching hard for a long time in my Chinese vocabulary, and wonder what “home” is in the Chinese context. From ancient political theory, economics, science and engineering, to modern urban design programs, there’s no such thing as a theory of home. There are of course tempting formulations such as “generic home” in the fashion of Rem Koolhaas’s “generic city” and “generic village,” or the technocratic vision and profitable business model of “smart homes” which promise to ensure human beings a secured future life on an aging, lonely planet populated by sensing devices and computing machines. Home is not reducible to a material and technical object inside which “a Vitruvian actor at some phenomenological core” is housed. Evolved as part of cultural techniques, it functions at the convergence of political, social, economic, and all other forces. Above all, it might as well just be seen as a totality of human existence, the threshold between life and death, and the foothold of one’s being-in-the-world. Home is what 安身立命 is. 

Views of Huangpu river and the bridge from the waterfront, Shanghai. September 18, 2019

Photography by Nikita Lin

The last words of Jiang Xulin explained what “home” is better than any theory of home—if there is one as such—could have done. Debit cards, cash, family, friends, colleagues, books, faith, God, fears, forgiveness, liquor, and so on—it’s the totality of connections—material, spiritual, biological, social, cultural, political, aesthetic—that we bear to the world. It’s the last and the first thing that connects us to this world. For Yukio Mishima’s protagonist in The Temple of the Golden Pavilion, home is an aesthetic, or rather it is that one single fragile connection sustained through beauty or through seeing beauty in worldly things. With an evil aim to destroy the beautiful, everything had to be carefully planned and every step executed with awe and respect. 

“I put my hand into the water and the lukewarm duckweed clung to my fingers. First I let the mosquito-net rod slip into the water from my moist fingers. Then I entrusted my ash tray to the pond, as though I were rinsing it out. In the same way I dropped my cup and my ink bottle. That took care of all the things that had to be thrown into the water. All that remained beside me was the cushion and the cloth in which I had wrapped these objects. Nothing was left for me now but to take these two things in front of Yoshimitsu's statue and then finally to fire the temple.”

East Nanjing Road (Shanghai) and Hankou Road (Shanghai). August 8, 2019

Photography by Nikita Lin

Mizoguchi’s attempt at burning down the temple, which was conceived as part of his suicide plan, turned out unsuccessful as he chose to live in the end—he was originally planning to die in the golden chamber. The fire was not extinguishable, neither was the beauty of the temple. That’s what we read in the fiction, at least. 

We tend to look at suicide as something that is personal and private much as we conceive home as a private sphere. Not entirely so. What connects us as individuals to the world and how—these questions must be examined under the light of collective processes as well as individual ones. According to Bernard Stiegler, the condition of human life is characterized by technical systems “that are produced by man insofar as he is an exosomatic being” and 

“our psychic, intimate and singular retentions and protentions are founded on and supported by collective, shared retentions and protentions, beginning with the words we speak and listen to, and which were coined before us. All knowledge and all works are …projecting a common future that is always indeterminate, inaccessible and improbable, but which insists and remains open through works.” 

In March 2018, the French philosopher was delivering a lecture in Beijing titled “The Power and Knowledge of Art in the Twenty-First Century,” in which he began with these questions: “What can art do today—that is, in the Anthropocene? How is an art education still possible in 2018, particularly in China?” In the middle of the lecture, he turned to the audiences, “What I would like to persuade you of now is that what the art of this emptiness can and must do, what it must know how to do and want to do, is participate in the accomplishing of what Heidegger called the Ereignis.”

Photos taken during a trip to Fuchun Mountain known historically for the renowned Chinese landscape painting Dwelling in the Fuchun Mountains (富春山居圖), one of the few surviving works by Huang Gongwang (1269–1354) and considered to be among his greatest works. November 22, 2019

Photography by Nikita Lin

On August 8, 2020, 8:25 AM Shanghai time in the subway, I scrolled down my WeChat Moments as usual and read the news about the death of the author of Technics and Time. Many of the people in the circle who are acquainted with his works simply wouldn’t believe that he committed suicide*. But he did just leave. The act of suicide is a form of home-making, or art-making, indeed a participation “in the accomplishing of what Heidegger called the Ereignis,” some assumed. From the beginning to the end, home is something designed for the mortal. “I don't like the word ‘human,’ so perhaps we could say ‘mortal’.”


 * According to Le Berry Républicain, “The Bourges prosecutor's office indicates that the usual verifications were requested to confirm the suicide hypothesis.” At the time of publication, the cause of death hasn't been confirmed.

Contributors
Nikita Lin
Writer, curator, researcher, producer in the fields of contemporary art, architecture, design, media theory, science and technology studies. She graduated in 2014 from the Chinese University of Hong Kong. Currently lives and works in Shanghai.

(EE)
ВЫПУСК 2: МЕЧТА
Создать пространство для мечты — значит расширить поле возможного
EN / RU
Сообщество

Мне не нравится слово «человек»

Туманы над рекой Хуанпу и мост, соединяющий шанхайские районы Пуси и Пудун. 21 января 2020 года

Фотографии Никиты Линь

19 февраля 2016 года. Глубокой ночью сорокалетний Цзян Сюйлинь, ассистент-преподаватель политической философии на полной ставке в Восточно-китайском педагогическом университете, совершил самоубийство. В своем последнем посте в социальной сети Weibo он написал: «Прости меня, прости меня, Боже. Прошу тебя, не затворяй дверь надежды; о, судия… я смиряюсь…» Текст в Weibo сопровождался черно-белым фото самого автора, который сидел лицом к камере с опущенными глазами, как если бы искал что-то внутри себя. Письмо со списком поручений — его последние слова — было позднее обнаружено на столе в кабинете. В перечне давались инструкции по поводу того, что должно быть сделано после его смерти (1–4), сопровождаемые обильными извинениями и покаяниями (5–9):

1. 106 893 юаня на дебетовой карте (в кошельке) должны быть переданы моей сестре xxx (я помню, что у меня есть и младшая сестра).

2. 11 273 юаня на другой дебетовой карте должны быть переданы моей сестре xxx. (ПИН-коды для обеих карт совпадают: xxxxxx.)

3. 10 000 гонконгских долларов и 600 американских долларов из комода в моей спальне, а также 4 400 юаней из бумажника должны быть потрачены на уборку. Однако этого может и не хватить.

4. Половина книг, которую я оставил в кабинете, должна быть передана моему студенту xxx (пожалуйста, передайте также некоторые из них бакалаврам xxx — моим подопечным). Оставшейся половиной пусть распорядится г-н xxx. Спасибо!

5. Приношу извинения за то, что не смогу продолжить вести четыре курса, которые я должен был преподавать в этом семестре. Быть может, впрочем, так будет нанесен меньший ущерб.

6. Терять нечего. Так странно, что на моем сердце тяжесть, что оно полно страха. О Господи, прости меня. Я думал, что моя любознательность — это мое достоинство, но она, судя по всему, постоянно подавлялась. О Господи, я разломал игрушки. Прошу, не наказывай меня. А даже если и накажешь, придай мне храбрости в столкновении с неизвестным. Увы, наступает момент истины. Я посредственный человек, исполненный моральных изъянов, и мне нечем гордиться. Слова из эпитафии Локка: «…а пороки пусть вместе с ним будут преданы земле». Что еще я могу сделать, кроме как попросить у вас прощения? Пожалуйста, простите мне мои грехи и заблуждения.

7. Я никогда не мог сочинить приятную мелодию, и точно так же ожидания (по поводу моей включенности в мир) подводили меня. Каковы объятья любви? Не имею ни малейшего представления. Я не был способен ни воспринимать, ни переживать ее. Как же мне поцеловать вас, благословить и попрощаться с вами?

8. О Господи, прошу, не затворяй дверь надежды.

9. Мне страшно. Я хочу выпить.

Ранее в день самоубийства Цзян сделал несколько постов в своем аккаунте, выразив огорчение и разочарование в становящейся все более угнетающей социально-политической действительности современного Китая. Он ощущал всепроникающий нигилизм, охвативший его жизнь и душу. Он рассуждал о смерти, и между строк читается духовный поиск, исполненный вопросов, колебаний и борьбы. В частности, он рассказал об одном случае, произошедшем с ним и руководством университетской гостиницы. Так вышло, что Цзян купил небольшой шкаф в IKEA, но ему запретили перенести его в комнату из-за строгих правил. Цзян добавил: «Меня каждый год пытаются выгнать отсюда, и у них есть на то веские основания». Одинокий и холостой, Цзян жил в гостинице университета все те годы, что в нем преподавал. Скромная заработная плата по его преподавательской ставке, вероятно, не позволяла ему даже на миг задуматься о покупке квартиры в Шанхае. Университет стал, таким образом, и местом его работы, и его домом.

Дворник идет по новому мосту, построенному в рамках проекта по восстановлению городской среды на набережной реки Хуанпу. Фотографии были сделаны во время экскурсии по выставкам Shanghai Urban Space Art Season 2019, темой которого была «Встреча». 18 сентября 2019 года

Фотографии Никиты Линь

Проблема с гостиницей состояла в следующем. В китайских университетах в них обычно принимают «официальных гостей» или тех, кто приезжает по академическому обмену. Гостиницы похожи на отели, но не слишком роскошные. Номера и комнаты сравнительно дешевы и иногда сдаются бесплатно. В наши дни молодые ребята, только поступившие на факультет, могут получить минимально обставленную каморку в одном из таких жилых домов. Однако эти комнаты ни в коем случае не рассматриваются как постоянное жилье, ведь это собственность государственных университетов. Институциональные правила определяют, кто имеет право въезжать и оставаться, а также на какой срок и на каких условиях. Институция — вот от чего хотел освободиться Цзян Сюйлинь. Он хотел отъединиться от мира, в котором обитал. В отличие от вымышленного персонажа Кафки, претерпевшего превращение, Цзян Сюйлинь был вынужден покончить с собой.

Китайская фраза 安身立命 (ān shēn lì mìng в пиньине) имеет двойной смысл. 安身 значит найти жилище или место, где можно было бы справлять свои материальные потребности и управлять ими. Кроме того, 立命 указывает на необходимость найти в жизни смысл и нечто, ради чего ее стоило бы прожить, дабы появилось чувство духовной принадлежности. Собственно, я долго перелистывала свой китайский толковый словарь и все задавалась вопросом, что же такое «дом» в китайском контексте. От древней политической теории, экономии, науки и инженерии до современных градостроительных программ — мы не обнаруживаем такой вещи, как теория дома. Разумеется, имеются несколько заманчивых формулировок, таких как «дом-дженерик» на манер «города-дженерика» и «деревни-дженерика» Рема Колхаса, или же прибыльная модель «умных домов», исходящая из технократического видения и обещающая человеку безопасную будущую жизнь на стареющей одинокой планете, населенной сенсорными устройствами и вычислительными машинами. Дом не сводится к материальному и техническому объекту, внутри которого бы размещался «витрувианский актор с неким феноменологическим ядром». Пройдя свое развитие в составе культурных техник, дом функционирует в точке схождения политических, социальных, экономических и всех прочих сил. Кроме того, его можно рассматривать и как тотальность человеческого существования, как порог между жизнью и смертью, как точку опоры личного бытия-в-мире. Дом — это 安身立命.

Вид на реку Хуанпу и мост со стороны набережной, Шанхай. 18 сентября 2019 года

Фотографии Никиты Линь

Последние слова Цзян Сюйлиня объяснили, что такое «дом», куда лучше, чем это смогла бы сделать любая теория дома — если таковая вообще может существовать. Дебетовые карты, наличные, семья, коллеги, книги, вера, Бог, страхи, прощение, алкоголь и так далее — это вся тотальность соединений — материальных, духовных, биологических, социальных, культурных, политических, эстетических, — которые мы приносим в мир. Дом — последняя и первая вещь, которая соединяет нас с этим миром. Для протагониста «Золотого храма» Юкио Мисимы дом представляет собой нечто эстетическое — если точнее, ту единственную хрупкую связь, что обретается через красоту или через созерцание прекрасного в мирских вещах. В соответствии со злой целью уничтожения прекрасного, все должно быть тщательно спланировано и каждый шаг должен быть выполнен с благоговением и почтением:

«Стоило мне окунуть в воду руку, как к ней тут же прильнули скользкие водоросли. Сначала я опустил на дно металлическую палку от москитной сетки. Затем сунул в воду пепельницу, словно хотел ее сполоснуть, и разжал пальцы. Чашки и чернильница последовали за пепельницей. Все, вода свое дело сделала. У моих ног лежала только подушка, в которой я нес вещи. Теперь оставалось бросить и ее в груду, сваленную перед изваянием Ёсимицу. И поджечь».

Улицы East Nanjing Road и Hankou Road, Шанхай. 8 августа 2019 года

Фотографии Никиты Линь

Попытка Мидзогути сжечь храм, задуманная им как часть самоубийственного плана, обернулась неудачей, ведь в финале он выбрал жизнь, хотя изначально собирался умереть в золотой палате. Огонь не угасает, как не угасает и красота храма. По крайней мере именно это нам говорит литература.

Мы склонны рассматривать самоубийство как личное и интимное дело — подобно тому, как относим дом к частной сфере. Однако это не совсем так. Вопросы о том, что именно и каким образом соединяет нас как индивидов с миром, должны быть изучены в свете не только индивидуальных, но и коллективных процессов. По Бернару Стиглеру, условия человеческой жизни определяются техническими системами, «которые производятся человеком в той мере, в какой он является экзосоматическим существом», и

«наши психические, интимные и сингулярные ретенции и протенции опираются на коллективные, разделяемые ретенции и протенции, начиная со слов, которыми мы говорим и которые выслушиваем, слов, созданных задолго до нас. Всякое знание и все произведения… проецируют общее будущее, которое всегда оказывается неопределенным, недоступным и невероятным, но при этом настойчиво утверждает себя и остается открытым в произведениях».

В марте 2018 года французский философ выступал с лекцией в Пекине под названием «Власть и знание об искусстве в XXI веке», которую он начал со следующих вопросов: «На что способно искусство сегодня — а именно в антропоцене? Как еще возможно обучение искусству в 2018 году, особенно в Китае?» Посреди лекции он обернулся к аудитории: «Я бы хотел убедить вас сейчас в следующем: искусство этой пустоты может и должно участвовать в исполнении того, что Хайдеггер называл Ereignis. Это то, чего оно должно хотеть, это то, чего оно должно знать, как добиться».

Фотографии были сделаны во время поездки на гору Фучунь, которая стала известной благодаря картине «Обитель в горах Фучунь» (富春山居圖), одной из немногих сохранившихся работ художника Хуан Гунвана (1269–1354). 22 ноября 2019 года

Фотографии Никиты Линь

8 августа 2020-го в 08:25 по шанхайскому времени в метро я, как обычно, пролистывала WeChat Moments, как вдруг наткнулась на новость о смерти автора «Техники и времени». Многие из тех, кто был знаком с работами Стиглера, попросту не поверили бы, что он мог покончить с собой*. И все же он нас покинул. Акт самоубийства — одна из форм создания дома или одна из форм создания художественной работы: в самом деле, можно допустить, что это участие «в исполнении того, что Хайдеггер называл Ereignis». С самого начала и до самого конца дом представлял собой нечто, созданное для смертных. «Мне не нравится слово “человек”; пожалуй, лучше будет сказать “смертный”».

Перевод с английского Артема Морозова

* Согласно газете Le Berry Républicain: «Прокуратура Буржа подтвердила, что направила стандартный запрос на проверку версии о самоубийстве». На момент публикации материала причина смерти Бернара Стиглера не была выяснена. 

Авторы
Никита Линь
Писательница, куратор, исследовательница; работает в сферах современного искусства, архитектуры, дизайна, теории медиа, науки и технологий. В 2014 году закончила Китайский университет Гонконга. Живет в Шанхае.