(EE)
ISSUE 2: DREAM
Making space for dreaming means increasing the field of possibility
EN / RU
East Meets East

Home and Spatial Technologies

Domestic Datascapes project
The Center for Spatial Technologies

The Center for Spatial Technologies (CST) investigates the technological, economic, and political forces that form a city. Researcher Alexandra Mayboroda spoke with the director of CST Maksym Rokmaniko about home space, alternative forms of ownership, and the life cycles of buildings.

Alexandra Mayboroda: Your apartment in Kiev is simultaneously the office of CST. How did you come across the idea of connecting home and work? How do your research projects influence your personal attitude towards home? 

Maksym Rokmaniko:I was raised in a Soviet apartment. We almost never had visitors, and everything was generally very normative. Mom and dad rested after their workday, my sister and I grew. I liked the home environment at my grandmother's a lot more—there was production, dinner parties, even a museum and different animals. When I studied architecture in Kiev, we were taught to design houses like that of my parents, while my American professor studied stranger home spaces. He showed us how people live and work without drawing a boundary between the private and the public, between living space and work. Furthermore, I began my career path in the Netherlands, where terraced house development is very popular. While living there, I always worked in offices located in residential buildings.

I am often asked whether I find it convenient to have my home, my work, and my public events all in the same place. I do.

AM: In your practice you propose different views upon our relationship to home space. For instance, the DOMA platform tests new forms of common real estate ownership and the project Networked Homes follows the trajectories of materials that form the urban environment. How would you describe the methodology of your work? How is your work different from a traditional architectural approach? 

MR:I guess a distinguishing feature of our approach is that we tend towards systematicity. Usually architects produce unique objects for individual clients. I have always disliked this model's lack of scalability and political relevance. We find it more interesting to view the city as a cluster of spatial technologies: scalable forms that incessantly change their environment. 

In fact, the story of CST began when we won an architecture competition geared towards developing new living standards. We were trying to understand how residential architecture could better correspond to contemporary lifestyles at the level of planning decisions. Later, as part of the Smart Commons project, we analyzed the way public investments lead to a substantial gouging of real estate prices, using High LineHigh LineThe park created on a former New York Central Railroad spur is an iconic example of landscape architecture. Rather than looking at its design solution, we investigated the structure of project financing, the correlation between the cost of real estate and its distance from the High Line (note by Maksym Rokmaniko). as an example, and in our DesignTech research we studied how new instruments change the nature of architecture as a profession.

The DOMA project is dedicated to the housing affordability crisis. Instead of looking at buildings and their physical properties, we develop an alternative financial architecture based on joint ownership and distribution of capital.

It is difficult to explain, without concrete examples, what it is we do. I would say that we combine a research approach with experimental design in order to look at important urban problems from a new perspective.

AM:How is the financial architecture of DOMA different from the regular real estate market? 

MR:Let's examine the logic of DOMA using the example of Kiev. Kiev is second only to London when it comes to the low availability and high price of rental housing in large European cities. If you rent an apartment, in approximately twelve years you will spend as much money on rent as that apartment costs. Renting is not profitable long-term. People feel that they spend money without getting anything back. 

DOMA began with a thought: what if the renter could gradually become a homeowner, acquiring small shares of real estate property for each rental payment? This mechanism is possible thanks to the shared ownership and the alternative financial architecture we are developing.

DOMA platform
The Center for Spatial Technologies

AM:Due to the growing popularity of coworkings and colivings, the merging of communist rhetoric with the instruments of capitalism is at the very least suspicious. We don't have to go very far for an example—a business-center named “Kooperativ" has recently opened in Kiev. Against this backdrop, do you feel any skepticism towards your project? 

MR:Yes, this fusion of ideologies is indeed interesting. Last year we undertook a very thorough study of Property TechProperty TechInformation technologies used in real estate management, read more about it here and here. in the USA. It is the epicenter of residential financialization. Companies that use artificial intelligence to buy undervalued buildings automatize the management of real estate, inventing intricate forms of credit based on data about users.

The formula is relatively simple: socialism at the level of marketing and focussing on extracting profit at the level of the business model. Based on this research, we have made a video, “Domestic Datascapes,” for the Bi-City Architecture/Urbanism Bienniale in Shenzhen and Hong Kong. 


We always look at the “dark side of the Force” in order to keep up with interesting technological solutions. I think it is precisely this aspect of our work that makes us the most severe critics of DOMA. I get the impression that people “from the outside” treat the project with enthusiasm rather than skepticism. 

AM:As far as I have understood, in Networked Homes you investigate the material interactions within the life cycle of an apartment, the chain of production, conditions of labor, and many other things—all based on your Kiev headquarters. Why did you begin studying this? 

MR:I have spoken about DOMA to my colleagues from Climate-KIC, a large European fund that finances sustainability projects and projects aimed at minimizing carbon emissions. They were most interested in the fact that we were proposing to work with already existing buildings. We began discussing apartment renovation and in the very same conversation someone said: "It would be interesting to calculate the carbon print resulting from the renovation of an average apartment". At that point we were doing renovations in our own headquarters and decided to try working with it. 

We gathered all the receipts for all the construction material purchased for the renovation and were constantly scanning the space using photogrammetry. In order to gather data about the process, we built a detailed 3D-model of the apartment. We modeled not only the objects in space, but also their various characteristics: who did what work on them, using what instruments, how much did it cost, what materials were used.

AM:In order to gather all this data on a continuous basis, in theory, an international registry of materials is needed. Is this the most difficult part of the Networked Homes Framework?

MR:A registry of materials is merely a component of Networked Homes. It is a publicly accessible database that helps track information about construction materials and their properties. Similar systems already exist to track information concerning foodstuffs. You scan a chocolate bar, you see who produced it and where, what it consists of, how many kilocalories it has; you can even trace its carbon footprint. Buildings, according to various calculations, are responsible for approximately half of all carbon emissions on the planet.

When I showed our preliminary results to colleagues from the London team of Dark Matter Labs, they proposed to make a materials registry prototype together. Ideally, this would let us investigate the trajectories of building materials, their influence on the environment and on local economies. Later on there could be talk of the subjectivity of things as juridical persons. For instance, you buy something the production of which is linked to a large amount of carbon emissions, and the life cycle of this thing you have bought is 100 years. Then you would have to pay a fine if you throw the thing away before the end of its pre-established lifespan.

Networked Homes project
The Center for Spatial Technologies

AM:How realistic is it to trace all these indicators, given the non-transparent character of the global chains of production? 

MR:This is precisely what we will examine now, although tracing the connections in their entirety is not a goal in itself. Sometimes we just imagine that we have all the technological solutions in the world and try to think about which changes could become possible thanks to that.

AM:In his book Reassembling the Social, Bruno Latour wrote that “Interactions do not resemble a picnic where all the food is gathered on the spot by the participants”. He spoke of the extension and activity of matter. In the everyday, we rarely look at the things that surround us in such a matter.

Could it be said that NH turns the material hull of the house from a product we buy at a store, without posing the question of its past and future, into a knot of heterogeneous elements for which we bear collective responsibility? 

MR:Yes, I couldn't have said it better. We have discussed a transition to processes from the very beginning. 

For instance, right now, as part of the Networked Homes framework, we are making a film about a window.  At a first glance, this window doesn't do anything, but in its life span, such a window influences a great number of places and people. Its components come from different countries. For example, the plastic profiles are assembled at a factory in Kiev Oblast. They are brought to this factory in truckloads from Germany, cut into six-meter bars. In Germany, they are manufactured from PVC-powder, produced at an oil refinery, and the oil usually comes from Russia. Many people and a lot of equipment are part of these processes. These processes bring profit and have a substantial impact on the environment. This is all regulated by neutral national and international standards.

The window is constantly doing something. It protects from moisture during rain, helps conserve heat in winter and lets air circulate through the room in summer. It lets in solar rays, which warm up the space in the morning and change the population structure of bacteria in the room.

We are used to viewing the window as an extratemporal object, inserted into the order of the universe. We do not raise questions about its history as a technological artifact and the influence that the process of its production has on the environment. Now we look at these questions in detail and thoroughly disentangle such an apparently simple and familiar thing. 

AM:Somewhere in the project description you say that NH lets one view an apartment as an instrument for play. What does this mean? 

MR:Being an instrument for play presupposes emergenceemergenceEmergence occurs when an entity is observed to have properties its parts do not have on their own.. There are elements of the project which we see straight away; we know how to turn them into intelligible research projects, useful for some people and financed by some parties. But in conjunction with that we also just poke around at things, building connections to look beyond the visible boundary of that which is interesting and intelligible right now.


All the projects mentioned by Maxym in this interview were implemented collectively, with major contributions by Mykola Holovko, Anastasia Chaur, Sveta Usychenko, Orest Yaremchuk, Yevgenia Berchul, Olesia Kovalenko, Francesco Sebregondi, Dark Matter Labs team, and others.

Translated from Russian by Diana Khamis

Contributors
Alexandra Mayboroda
Independent researcher based in Kiev. She holds a degree in philosophy and studies problems of material agency.
Maksym Rokmaniko
Designer and researcher whose work explores new forms of urban living enabled by emerging technologies. Maksym is the director of The Center for Spatial Technologies.

(EE)
ВЫПУСК 2: МЕЧТА
Создать пространство для мечты — значит расширить поле возможного
EN / RU
С востока на восток

Дом и пространственные технологии

Проект Domestic Datascapes
The Center for Spatial Technologies

В Центре пространственных технологий (CST) изучают технологические, экономические и политические силы, формирующие город. Исследовательница Александра Майборода поговорила с директором Центра Максимом Рохманийко о домашнем пространстве, альтернативных формах собственности и жизненных циклах зданий.

Александра Майборода: Твоя киевская квартира — это по совместительству офис CST. Как возникла идея соединить дом и работу? Как исследовательские проекты Центра влияют на твое личное отношение к дому? 

Максимом Рохманийко:Я вырос в советской квартире. К нам домой почти никто никогда не приходил, и вообще там было все нормативно: мама и папа отдыхали после работы, мы с сестрой росли. Мне намного больше нравилась домашняя обстановка у бабушки — там было и производство, и застолья, и даже музей и разные животные. В Киеве на архитектурном факультете нас учили проектировать жилье как у моих родителей, а вот мой американский профессор исследовал более странные домашние пространства. Он показывал, как люди живут и работают, не проводя границу между приватным и публичным, жильем и работой. К тому же я начал профессиональный путь в Голландии, где популярна блокированная застройка. Там я всегда работал в офисах, которые находились в жилых домах. 

Меня часто спрашивают, удобно ли мне, что в одном месте и дом, и работа, и публичные мероприятия. Мне удобно.

АМ: В своей практике ты предлагаешь разные взгляды на отношения с домашним пространством. Например, платформа DOMA тестирует новые формы совместного владения недвижимостью, а проект Networked Homes следит за траекториями материалов, формирующими городскую среду. Как бы ты описал методологию вашей работы? Чем деятельность Центра отличается от традиционного архитектурного подхода? 

МР:Наверное, нас отличает стремление к системности. Обычно архитекторы создают уникальные объекты для единичных клиентов. Мне всегда не нравилось отсутствие масштабируемости и политической актуальности у такой модели. Нам интереснее смотреть на город как на скопление пространственных технологий — масштабируемых формул, которые непрерывно меняют окружающую среду. 

Вообще, история CST началась с победы в архитектурном конкурсе по разработке новых стандартов жилья. Мы старались понять, как жилая архитектура может лучше соответствовать современным образам жизни на уровне планировочных решений. Затем в рамках проекта Smart Commons мы анализировали, как публичные инвестиции ведут к существенному раздуванию цен на недвижимость на примере «Хай-Лайна»«Хай-Лайна»Парк, разбитый на месте старых железнодорожных путей Манхэттена, — иконический пример ландшафтной архитектуры. Мы исследовали не дизайн-решение, а структуру финансирования проекта, корреляцию между стоимостью недвижимости и ее отдаленностью от «Хай-Лайн» (прим. Максима Рохманийко)., а в исследовании DesignTech изучали, как новые инструменты меняют природу архитектурной профессии.

Проект DOMA — о кризисе доступности жилья. Вместо того чтобы смотреть на здания и их физические характеристики, мы разрабатываем альтернативную финансовую архитектуру, построенную на совладении и распределении капитала.

Без примеров тяжело объяснить, чем мы занимаемся. Я бы сказал, что мы смешиваем исследовательский подход с экспериментальным дизайном, чтобы увидеть важные городские проблемы под новым углом.

АМ:Чем именно финансовая архитектура DOMA отличается от обычного рынка недвижимости?

МР:Давай посмотрим на логику DOMA на примере Киева. Он находится на втором месте после Лондона в рейтинге больших европейских городов с самой недоступной арендой. Примерно за 12 лет аренда квартиры в Киеве обойдется в сумму, равную ее стоимости. Снимать жилье невыгодно в долгосрочной перспективе. Люди чувствуют, что тратят деньги и не получают ничего взамен. 

DOMA начался с мысли: а что если бы арендатор мог плавно становиться собственником, получая маленькие доли недвижимости за каждую арендную выплату? Такой механизм возможен за счет долевой собственности и альтернативной финансовой архитектуры, которую мы разрабатываем.

Платформа DOMA
The Center for Spatial Technologies

АМ:Из-за роста популярности коворкингов и коливингов сплавление коммунистической риторики с инструментами капитализма вызывает по меньшей мере подозрение. Например, в Киеве недавно появился бизнес-центр Kooperativ. Чувствуется ли на этом фоне скептицизм относительно вашего проекта? 

МР:Да, сплавление идеологий действительно интересно. В прошлом году мы очень тщательно исследовали Property TechProperty TechИнформационные технологии, используемые в менеджменте недвижимости, больше информации об этом здесь и здесь. в Соединенных Штатах. Это эпицентр финансиализации жилья. Компании, которые используют искусственный интеллект для покупки недооцененных зданий, автоматизируют менеджмент недвижимости, изобретают хитрые формы кредитования на основе данных о пользователях.

Формула достаточно простая: социализм на уровне маркетинга и сконцентрированность на извлечении прибыли на уровне бизнес-модели. В результате этого исследования мы сделали видеоработу Domestic Datascapes для Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне и Гонконге.

Мы постоянно смотрим на «темную сторону Силы» для того, чтобы быть в курсе интересных технических решений. Мне кажется, именно это делает нас самыми суровыми критиками DOMA. Чувствуется, что люди извне относятся к проекту, скорее, с энтузиазмом, чем со скептицизмом. 

АМ:Насколько я понимаю, в Networked Homes вы исследуете материальные взаимодействия внутри жизненного цикла квартиры, цепочки производства, трудовые условия и многое другое на базе вашей киевской штаб-квартиры. Почему вы стали этим заниматься? 

МР:Я рассказывал о DOMA коллегам из Climate-KIC, большого европейского фонда, который поддерживает проекты, посвященные устойчивому развитию и направленные на уменьшение углеродных выбросов. Больше всего их заинтересовало то, что мы предлагаем работать с существующей застройкой. Мы начали обсуждать ремонт квартир, и в том же разговоре прозвучало: «Было бы интересно посчитать углеродный след реновации среднестатистической квартиры». Мы в то время как раз делали ремонт в нашей штаб-квартире — и решили попробовать с этим поработать. 

Мы собирали все чеки на материалы, которые покупались для стройки, и постоянно сканировали пространство с помощью фотограмметрии. Чтобы собирать данные о процессе, мы построили детальную 3D-модель квартиры. Моделировали не только сами объекты в пространстве, но и разные их свойства: кто какие работы с ними проводил, с помощью каких инструментов, сколько это стоит, какие материалы использовали.

АМ:Чтобы непрерывно собирать все эти данные, в теории нужно создать международный реестр материалов. Это самая сложная часть в концепции Networked Homes?

МР:Реестр материалов — просто компонент Networked Homes. Это общедоступная база, которая помогает отслеживать информацию о стройматериалах и их свойствах. Похожие системы уже существуют для отслеживания информации о продуктах питания: сканируешь шоколадку — смотришь, кто и где ее произвел, из чего она состоит, сколько в ней килокалорий, узнаешь даже ее углеродный след. А здания, по разным расчетам, ответственны примерно за половину всех углеродных выбросов на планете.

Когда я показывал наши наработки коллегам из лондонского Dark Matter Labs, они предложили вместе сделать прототип реестра материалов. В идеале это позволит исследовать траектории строительных материалов, их воздействие на окружающую среду и на локальные экономики. Дальше можно говорить о субъектности вещей в юридическом смысле. Например, ты покупаешь что-то, производство чего сопряжено с большим количеством углеродных выбросов, а жизненный цикл этой вещи — 100 лет. Тогда придется заплатить штраф, если ты выбросишь вещь до заранее установленного срока ее эксплуатации.

Проект Networked Homes
The Center for Spatial Technologies

АМ:Насколько вообще реалистично проследить все эти индикаторы, учитывая непрозрачность глобальных цепочек производства? 

МР:Это мы сейчас и проверим, хотя проследить все связи — не самоцель. Иногда мы просто представляем, что у нас есть все на свете технические решения, и пытаемся подумать, какие изменения благодаря этому станут возможны.

АМ:В «Пересборке социального» Бруно Латур писал, что «взаимодействия — это не пикник, где всю еду на место приносят сами участники». Он говорил о протяженности и активности материи. В повседневности мы редко смотрим на окружающие вещи подобным образом.

Можно ли сказать, что NH превращает материальный каркас дома из продукта, который мы покупаем в магазине, не задаваясь вопросом о его прошлом и будущем, в узел неоднородных элементов, за который мы несем коллективную ответственность? 

МР:Да, лучше не сказал бы. Мы с самого начала обсуждали переход от объектов к процессам. 

Например, сейчас в рамках Networked Homes мы делаем видеоработу, посвященную окну. На первый взгляд, оно ничего не делает, но в действительности оказывает воздействие на огромное количество мест и людей. Его компоненты происходят из разных стран. Пластиковые профили, например, собирают на фабрике в Киевской области. Туда они приезжают из Германии на грузовиках, нарезанные на шестиметровые стержни. Их производят из ПВХ-порошка, сделанного на нефтеперерабатывающем заводе, а нефть чаще всего приходит из России. В эти процессы вовлечено много людей и оборудования. Они приносят прибыль и оказывают существенное влияние на окружающую среду. Все это регулируется далеко не нейтральными национальными и международными стандартами.

Окно непрерывно что-то делает. Во время дождя оно защищает от влаги, зимой помогает сохранять тепло, а в жару дает воздуху циркулировать по комнате. Оно пропускает солнечные лучи, которые утром прогревают пространство и меняют состав популяции бактерий в помещении.

Мы привыкли смотреть на окно как на вневременной объект, встроенный в порядок Вселенной. У нас не возникает вопросов по поводу его истории как технологического артефакта и влияния процесса его производства на окружающую среду. Сейчас мы детально смотрим на все эти вопросы и подробно распутываем, казалось бы, такую простую и знакомую вещь. 

АМ:Где-то в описании проекта вы говорите, что NH помогает смотреть на квартиру как на инструмент для игры. Что это значит? 

МР:Инструмент для игры подразумевает эмерджентностьэмерджентностьНаличие у системы особых свойств, не присущих ее отдельным элементам или их сумме.. Есть элементы проекта, которые легко превратить в понятные, для кого-то полезные, кем-то профинансированные исследования. Но параллельно с этим мы просто ковыряемся в вещах, строим связи, чтобы заглянуть за видимую границу того, что интересно и понятно прямо сейчас.


Проекты, упомянутые Максимом в интервью, выполнены коллективно, при активном участии Николая Головко, Анастасии Чаур, Светы Усиченко, Ореста Яремчука, Евгении Берчул, Олеси Коваленко, Франческо Себрегонди, сотрудников Dark Matter Labs и других.

Авторы
Александра Майборода
Независимая исследовательница из Киева. Получила философское образование, изучает проблемы агентности материи.
Максим Рохманийко
Архитектор и исследователь, который в своей работе изучает новые формы городской жизни и их связь с новейшими технологиями. Директор Центра пространственных технологий.