(EE)
EN / RU
ISSUE 2: DREAM
Making space for dreaming means increasing the field of possibility
EN / RU
Cultural Creative Agency

Portraits on the Balcony

Ekaterina Muromtseva. How to Become Invisible and When All the Paper Has Run Out, Except For the One From the Toilet exhibitions. Zagreb, 2020

One of the main events at the upcoming Cosmoscow International contemporary art fair will be the “Turbulence” exhibition, organized by the Cultural Creative Agency in cooperation with the embassy of the State of Qatar. The exhibition will present projects chosen through an independent open call that reflect the new reality of our world as it faces the pandemic crisis.

Among these projects will be a self-organized gallery created by Ekaterina Muromtseva, who initially began the project on the balcony of her apartment in Zagreb while she was isolated there during the lockdown. This gallery will be replicated for the “Turbulence” exhibition in the center of Moscow and will exhibit Ekaterina's own works as well as those by other artists—Yevgeniya Yeremina, Varvara Grankova, Margo Ovcharenko, and Alexander Anufriev. We asked the participants of the upcoming show to talk about their projects and the unifying theme of the portrait genre.

EkATERINA MUROMTSEVA

In November I found myself in Zagreb: I went there for an international artist-in-residence program created by What, How & for Whom curatorial collective members. Due to the virus, the program ended much earlier than originally planned, but one was still not allowed to leave Croatia. So, I was stuck in a rented apartment for nine months: being there was sometimes not easy because of the loneliness and the absolute uncertainty about the future, but drawing helped me. Once I had a phone talk with an Italian friend, who had already been in quarantine in Turin for pretty long, and he told me about Italian kids hanging their drawings out of windows to somehow cheer people up. This idea inspired me a lot and I thought of trying to do something similar. My flat with a balcony was the only public place I had to make exhibitions. 

I started with my watercolors—the portraits of the shadows of cultural workers, whose job often remains invisible. I invited them to come to my place to be interviewed and painted at the same time. I enjoyed producing works where the visuality and the formal solution were closely connected with communication and everyday life, all of those perceived as one process. Plus, it was also a topic that I believed to be significant. In general, I can say that basically all the talks with artists and cultural workers in one way or another had to do with a discussion of ethical issues—because the employment in this area is often not regulated in any way and remains in a gray  zone.

Later, I held other exhibitions at the balcony, mainly aimed at establishing communication with the outside world. With the help of portraits of dogs that were walked in my neighborhood, I was in touch with the neighbors; I also made exhibitions for birds who were frequent guests of my gallery. Then I started inviting other artists to be able to interact with them, albeit not in person. In general, this gallery initially did not have any concept or any specific rules—I have always appreciated its spontaneity and unpredictability. I came up with this idea as a response to a particular moment and now the gallery keeps evolving following the same impetus. 

Although I wanted to turn my self-organized balcony gallery into a nomadic microinstitution, I never thought it would win in the “Turbulence” competition and be shown at Gostiny Dvor. I saw it as a good opportunity to interact with the local community and exhibit the works of various artists in the center of Moscow, such as Margo Ovcharenko and Alexander Anufriev, Varvara Grankova, and granny Zhenya (Yevgeniya Yeremina) who are also my friends. As for me, my participation there will  consist of a continuation of my series about cultural workers—I think it would be especially interesting and important to do it in the context of a contemporary art fair. A large number of people will be employed there— invisible but still present—those who stand next to the booths, write texts, and so on. I see  revealing this paradoxical situation as my goal. In general, everything that we are preparing for this exhibition is somehow connected with the portrait. And I really like this personified art form. Through the personal, one can reflect the time we live in, through the experience—reach the collective where we all exist side by side.

Left: Yevgeniya Yeremina. I Came to You on My Own, on Skis. 2019
Right: Artist at the Garage Museum workshop. 2019

Since granny Zhenya is sick now and cannot give comments, I will tell you a little about her. For many years, I have been visiting nursing homes in different regions of Russia, where we use art as a way to get in touch with the elderly. I met granny Zhenya seven or eight years ago in the village of Tovarkovo, Tula region. Then she was only starting to paint, but gradually she got familiarized with the studio. She explained that she needed some kind of reference point and meaning in life and art began to play this role for her. Granny Zhenya can be called a naive artist, since she learned everything herself. All her paintings are made with strong emotions. I am amazed at her diligence: she sometimes draws for ten hours with no breaks. We made her a profile on Instagram when she was coming to Moscow for the “Bureau des Transmissions” exhibition. There one can check her works and follow her. Due to the illness, now she will not be able to make something new for “Turbulence”, so we are planning to show several female portraits that she created in 2019.

Ekaterina Muromtseva. From How to Become Invisible series, 2020

VARVARA GRANKOVА

Katya and I participated in the laboratory of “Praktika” Theater last year, I sang in a performance there. She really liked it and invited me to come up with something vocals-related for “Turbulence.” I was very much interested in this proposal, since I have been singing for many years, but I hardly use my voice as a part of my creative works and rarely perform. I am now working on a performance called “Shelter”: first I am going to lower a long plait of flowers and oakum from the balcony, like Rapunzel, and then weave myself into it like in a cocoon, at the same time using a loop station to double-track the sounds of my voice. I developed the idea specifically for this gallery, as I always try to do something new related to the environment and space where the work is going to be shown.

This project seems to be my first non-social project in a long time. After my personal exhibition “Nonviolence”, where I examined various aspects of violence in the context of both an individual and a whole state, as well as several projects dedicated to ecology and feminism, I feel tired of the social. In hard times of the global pandemic and isolation, I want to talk about the relationship between person and nature, the voluntary escapism and the  desire to break free that inevitably comes from that. In general, this performance will reflect a lot of what I went through during the quarantine. For the first time in my life, I found myself staying in the village for a very long period and this taught me a lot—for example, I learnt to see the sky and observe the changes of the seasons. In Moscow I usually have no time for contemplation.

Varvara Grankova. Preparation to the Shelter performance, 2020

ALEXANDER ANUFRIEV

We have been friends with Katya for a long time, because we studied together. And somehow we have always been supporting and helping each other with various technical and theoretical issues. When Katya was in quarantine in Zagreb, she opened a gallery at her balcony, so as not to go crazy because of this isolation and boredom. I began to organize exhibitions there, including my own ones, where my photographs of doctors made in 2016 were shown. Now, after the victory at “Turbulence,” the gallery is going to be reconstructed at Gostiny Dvor, so we have decided to go on with this work—to take new photos related to quarantine and coronavirus. We are going to do it with Margo Ovcharenko: I will take pictures of doctors and Margo will present her photographs of hotel maids who hosted physicians during the self-isolation regime. It is important for us to show that these people are not some faceless functionaries and heroes, but ordinary Moscow citizens who are also at risk of contracting and suffering from the virus. And the portrait is the best way to show their humanness and the reality of their everyday lives.

Alexander Anufriev. Thanks to the Medical Workers. Zagreb, 2020

MARGO OVCHARENKO

Both Katya and I studied at the Rodchenko Art School, we met through mutual acquaintances who are also in photography. I was following her project in Zagreb, and in general I enjoy everything Katya does. Her statements sound very natural and in no way artificial or forced, her thoughts are relevant but do not necessarily reflect the current social situation. I would have been pleased to take part in her exhibitions even at that stage, but now that she has invited me to take part in “Turbulence,” I am also happy with it.

Together with Alexander Anufriev, for the upcoming exhibition we came up with a project about doctors and those who helped them  deal with their household issues during the regime of self-isolation. In May, in Moscow I also took photos of city workers quite often—people for whom the coronavirus was a danger that they faced daily. I mean, not only doctors, but also, for example, taxi drivers and hotel employees. Several photographs of the maids of one of the Moscow hotels that hosted doctors who were fighting the epidemic are going to be shown at “Turbulence.” On the one hand, my interest is in taking a closer look at these twice invisible women doing low-skilled jobs and belonging to ethnic minorities that live in Russia. On the other hand, the idea is about shifting the focus of the discourse that now exists around doctors and other city defenders from heroic to humane by means of our artistic gesture. The point is to show them not as some abstract parts of a mechanism, but as people with their own fears. 

The decision to make the portrait the main subject of the exhibitions was a collective one, since all of us—Katya, Sasha, and I—are not interested in a fictional character but in  particular people. Actually, portrait is what I am mainly engage in—I try to break through the shell that people create in order to hide in, and to capture something intimate.

Translated from Russian by Olga Bubich

Contributors
Margo Ovcharenko
Moscow based artist. She graduated from Rodchenko Art School in 2011 and Hunter College MFA program in spring 2015. In 2010–2011, Margo was a resident at FABRICA S.P.A. (Treviso, Italy). Her zine Country of Women was shortlisted for Paris Photo–Aperture photo first photobook award in 2018. Since 2019, she's been teaching photography at Rodchenko Art School.
Varvara Grankova
She graduated from the Free Workshops Contemporary Art School. She won the Arte Laguna Prize 2020 and was the finalist of the tretiakovprize. Her works are a part of the Moscow Museum of Modern Art collection.
Alexander Anufriev
Photographer with international experience. He graduated from the Rodchenko Art School (2017), won the “Silver Camera” (2015) and also won the Feature Shoot Emerging Photography Awards (2017).
Katya Muromtseva
Ekaterina Muromtseva was born in 1990 in Moscow. In 2017, she graduated from the Rodchenko Art School. She studied at the Faculty of Philosophy of Moscow State University. Muromtseva works with different media, including installations, video and graphics.

(EE)
ВЫПУСК 2: МЕЧТА
Создать пространство для мечты — значит расширить поле возможного
EN / RU
Cultural Creative Agency

Портреты на балконе

Екатерина Муромцева. Выставки «Как стать невидимым» и «Когда закончилась вся бумага для рисования, кроме туалетной». Загреб, 2020 год

C 10 по 13 сентября в Москве будет идти Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, одним из главных проектов которой станет выставка «Турбулентность», организованная Cultural Creative Agency при содействии посольства государства Катар в Российской Федерации. На ней представят проекты художников, отобранные в рамках открытого конкурса и отражающие новую реальность мира, столкнувшегося с пандемическим кризисом.

Одним из этих проектов стала самоорганизованная галерея, впервые открытая художницей Екатериной Муромцевой на балконе ее квартиры в Загребе, где она оказалась изолирована в период карантина. В рамках «Турбулентности» балконная галерея будет воспроизведена в центре Москвы, там будут представлены работы самой Екатерины и выбранных ей художников — Евгении Ереминой, Варвары Гранковой, Марго Овчаренко и Александра Ануфриева. Мы попросили участников грядущей выставки рассказать о своих проектах и объединяющей их линии, связанной с портретами.

ЕКАТЕРИНА МУРОМЦЕВА

В Загребе я оказалась в ноябре: поехала туда на международную резиденцию, которую основали члены кураторского коллектива What, How & for Whom. Из-за вируса программа закончилась гораздо раньше, чем планировалось изначально, но уехать из Хорватии все равно было уже нельзя. Так я застряла в съемной квартире на девять месяцев. Временами было сложно из-за одиночества и абсолютной неопределенности будущего, но мне помогало творчество. Однажды я созвонилась со своим итальянским другом, который уже долго сидел на карантине в Турине, и он рассказал, что дети там вывешивают на окнах свои рисунки, чтобы как-то поддержать дух людей. Я очень вдохновилась этой идеей, подумала: почему бы и не попробовать что-то подобное? А все, что мне осталось, единственное публичное место, где можно было делать выставки, — это квартира с балконом.

Начала я со своих акварелей: делала портреты теней культурных работников, чей труд часто остается невидимым. Приглашала их к себе в гости, брала у них интервью и одновременно рисовала. Мне нравится создавать работы, в которых визуальность, их формальное решение, неразрывно связана с общением и проживанием повседневности, когда это — один процесс. А тут еще и тема, которая для меня очень важна. Вообще, могу сказать, что в основном все разговоры между художниками и работниками культуры так или иначе связаны с обсуждением этических вопросов, потому что занятость в этой сфере часто никак не регламентируется и находится в серой зоне.

Потом на балконе я проводила и другие выставки с целью наладить коммуникацию с внешним миром. С помощью портретов собак, которых выгуливали у меня в районе, я общалась с соседями; делала выставки для птиц, часто гостивших в  моей галерее. Потом стала приглашать других художниц и художников, чтобы иметь возможность взаимодействовать с ними, пусть и заочно. Вообще, никакой концепции или правил у этой галереи изначально не было — мне нравится ее спонтанность и непредсказуемость. Она создавалась под влиянием конкретного момента и так и продолжает развиваться.

Я хотела превратить самоорганизованную балконную галерею в кочующую микроинституцию, но никак не думала, что она выиграет в конкурсе «Турбулентность» и откроется в Гостином дворе. Мне это показалось хорошей возможностью повзаимодействовать с местным сообществом и показать работы разных художниц и художников, моих друзей, в центре Москвы: Марго Овчаренко и Саши Ануфриева, Варвары Гранковой, бабушки Жени (Евгении Ереминой). Я сама там буду участвовать с продолжением серии о культурных работниках — мне кажется, это особенно интересно и важно сделать в контексте ярмарки современного искусства. Там будет занято большое количество людей, которых совсем не видно, но ведь они есть: стоят рядом со стендами, пишут тексты и так далее. Эту парадоксальную ситуацию мне бы и хотелось выявить. Вообще, все, что мы готовим для выставки, так или иначе связано с портретом. Мне очень нравится эта персонифицированная художественная форма. Через личное можно отразить то время, в которое мы живем, через переживаемый опыт — выйти на коллективное, в котором мы вместе существуем.

Слева: Евгения Еремина. Я сама к вам пришла, на лыжах. 2019 год
Справа: Фотография художницы в мастерских музея «Гараж», 2019 год

Поскольку бабушка Женя сейчас болеет и не может дать комментарий, я расскажу о ней. Я уже много лет езжу в дома для престарелых в разных областях России, где мы общаемся с пожилыми людьми с помощью искусства. С бабушкой Женей познакомилась лет семь-восемь назад в поселке Товарково Тульской области. Она тогда только начинала рисовать, но постепенно обосновалась в мастерской: как сама рассказывала, ей нужен был какой-то ориентир и смысл в жизни — им стало искусство. Бабушку Женю можно назвать наивным художником, так как она всему научилась сама. Все ее рисунки сделаны с большим чувством. Меня поражает ее трудолюбие: иногда она рисует по десять часов без остановки. Мы завели бабушке Instagram, когда приезжали на выставку «Бюро переводов» в Москву. Там можно посмотреть ее работы и следить за творчеством. Из-за болезни она не сможет нарисовать для «Турбулентности» что-то новое, поэтому мы покажем несколько женских портретов, которые бабушка Женя создала в 2019 году.

Екатерина Муромцева. Работы из серии «Как стать невидимым», 2020 год

ВАРВАРА ГРАНКОВА

С Катей мы вместе участвовали в лаборатории театра «Практика» в прошлом году, там был спектакль-перформанс, в котором я пела. Ей так понравилось, что она меня пригласила придумать что-нибудь с вокалом и для «Турбулентности» — для меня это очень важно, так как я много лет занимаюсь пением, но свой голос почти не использую и редко выступаю. Для проекта готовлю перформанс под названием «Приют»: сначала буду спускать длинную косу из цветов и пакли с балкона, словно Рапунцель, а потом — заплетать ее вокруг себя, словно кокон, параллельно накладывая звуки своего голоса друг на друга с помощью луп-станции. Работу я придумала специально для этой галереи, так как всегда стараюсь делать что-то новое и исходить из среды и пространства,  кудапроизведение будет помещено.

Мне кажется, это будет мой первый не остросоциальный проект за долгое время. После персональной выставки «Ненасилие», в которой я рассматривала различные аспекты насилия — как со стороны отдельного человека, так и целого государства, — а также нескольких проектов, посвященных экологии и феминизму, я чувствую усталость от социального. В этот трудный момент мировой пандемии и изоляции я хочу говорить об отношениях человека и природы, о добровольном эскапизме и неизбежно следующем за ним желании вырваться на волю. Вообще, в этом перформансе отразится многое, что я пережила за время карантина. Я впервые в жизни надолго оказалась в деревне и многому научилась здесь, например видеть небо и наблюдать смену сезонов. В Москве обычно нет времени для созерцания.

Варвара Гранкова. Подготовка к перформансу «Приют», 2020 год

АЛЕКСАНДР АНУФРИЕВ

С Катей мы давно дружим, потому что учились вместе. И как-то так получилось, что всегда помогали друг другу в технических и теоретических вопросах, поддерживали друг друга. Когда Катя оказалась в Загребе на карантине, то открыла галерею у себя на балконе, чтобы не сойти с ума от заточения и скуки. Стала организовывать там выставки — в том числе и мою, на которой была представлена одна фотография с врачами 2016 года. Теперь, после победы на «Турбулентности», галерея будет воспроизведена в Гостином дворе, и мы решили эту работу дополнить: сделать новые фотографии в контексте карантина и коронавируса. Работать над проектом мы будем вместе с Марго Овчаренко: я буду снимать врачей, а Марго предоставит фотографии горничных гостиниц, которые принимали у себя медиков во время режима самоизоляции. Нам важно показать, что это не какие-то безликие функционеры и герои, а простые люди, жители Москвы, которые точно так же рискуют заразиться и пострадать от коронавируса. И портрет — самый лучший способ проявить их человечность и обыденность.

Александр Ануфриев. Спасибо врачам. Загреб, 2020 год

МАРГО ОВЧАРЕНКО

Я, как и Катя, училась в Школе Родченко, мы познакомились через общих друзей, занимающихся фотографией. Я следила за ее проектом в Загребе, и мне вообще нравится все, что Катя делает. Ее высказывания получаются очень органичными и совсем не вымученными, ее мысли актуальны, но находятся вне конъюнктуры. Я бы с удовольствием выставилась еще тогда, но получилось так, что она меня пригласила поучаствовать в «Турбулентности». 

Вместе с Сашей Ануфриевым мы придумали для грядущей выставки проект о врачах и тех, кто обеспечивал их быт во время режима самоизоляции. В мае я много снимала Москву и городских работников, для которых коронавирус был ежедневной опасностью, — не только медиков, но также, например, таксистов и служащих гостиниц. Несколько фотографий горничных одного из московских отелей, который принимал врачей, боровшихся с эпидемией, и будут выставлены на «Турбулентности». С одной стороны, мой интерес состоит в пристальном взгляде на этих дважды невидимых женщин: выполняющих низкоквалифицированную работу и принадлежащих к этническим меньшинствам, живущим в России. С другой стороны, идея в том, что наш художественный жест переводит дискурс, существующий сейчас вокруг врачей и других защитников города, из героического в человечный: показывает, что они не какие-то абстрактные винтики в механизме, а люди со своими страхами.

Решение сделать портрет основным сюжетом выставок было коллективным, так как у нас у всех — у Кати, у меня, у Саши — есть интерес к конкретному человеку, а не к придуманному персонажу. Собственно, портретом я в основном и занимаюсь: пытаюсь проникнуть сквозь оболочку, создаваемую людьми вокруг себя, и снять что-то интимное.

Авторы
Марго Овчаренко
Фотохудожница, работает в Москве. В 2011 году закончила Московскую школу фотографии и мультимедиа им. Родченко. В 2015 получила магистерский диплом в области фотографии в Hunter College (Нью-Йорк). С 2010 по 2011 год Марго участвовала в художественной резиденции FABRICA (Тревизо, Италия). Ее фотозин «Страна женщин» вошел в шорт-лист конкурса фотокниг Paris Photo–Aperture. C 2019 года преподает в Школе Родченко.
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова (1988) окончила Школу современного искусства «Свободные мастерские», финалистка конкурса Arte Laguna Prize 2020, лауреат Третьяковской премии. Работы художницы находятся в коллекции Московского музея современного искусства.
Александр Ануфриев
Фотограф с международным опытом, выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко (2017). Лауреат «Серебряной камеры» (2015), победитель международного конкурса Feature Shoot Emerging Photography Awards (2017).
Катя Муромцева
Родилась в 1990 году в Москве, в 2017 году окончила Школу фотографии и мультимедиа имени Родченко, выпускница философского факультета МГУ имени Ломоносова. Муромцева работает с разными медиа, среди которых инсталляция, видео и графика.