(EE)
ISSUE 2: DREAM
Making space for dreaming means increasing the field of possibility
EN / RU
Community

Three Stories from the Mahallah

Дина

Kamila Rustambekova and Kamilla Akhmedova explore the status of women in present-day Uzbekistan. Using a photo shoot styled with clothes by local designers as a means to tell a story, they speak about the need to respect any kind of choice—regardless of whether or not it meets the criteria of “progressiveness.” This is the first contribution to EastEast's new Community section, which will feature texts and projects independently initiated and carried out by our readers.

Kamilla Akhmedova:Recently, discussions have started regarding the status of women in Uzbekistan—for example, there was a loud campaign #вместеобольном#вместеобольномLiterally in Russian “on what hurts.” in which girls debunked patriarchal stereotypes. But it was interesting for us to show not only those who are actively fighting for their rights, but also more “traditional” girls. I wanted to make a project that would make it clear that any choice should be respected: whether you want to stay single or get married, live with your parents or on your own, make a career or take care of your family, wear a hijab or not—it's all about your choice. On the one hand, this is a fashion shoot, on the other—a social project.

Kamila Rustambekova: Together we came up with a story about three girls who in reality could be living on the same street, in one mahallahmahallahThe traditional name of urban neighborhoods in Muslim cities.. They have different destinies and different values, but all strive for the highest goals and find their own way to express themselves. Each has an occupation where she reaches self-realization. 

Sitora is a married woman. She does household chores, works in the field, and raises her children. She likes being involved in all household chores and she does them well, in her free time she reads. 

Elina is a Muslim. She covers her head, fasts, and prays. Her choice does not prevent her from expressing herself with the help of makeup and clothes in the family environment. Moreover, she takes care of the garden and grows flowers—her daily contemplation of beauty. 

The third protagonist—Dina—found the courage and strength to file for divorce, take her child, and start a new life—she met a girl with whom she now lives in a Boston marriage. Dina makes a living by embroidering traditional suzanisuzaniA traditional sewing technique that in Persian translates to “sewed by a needle.” Also common in Turkey, Tajikistan, Afghanistan, and Iran..

Дина

KA: When we were getting ready for the shoot, we learned that suzani craftswomen were often relieved of their household duties, as their craft was highly valued and they were the family breadwinners. So, this is not just beautiful applied art, it also has a feminist agenda.

KR:Among some references for the shoot, there were both classic fashion shoots and documentaries. For example, pictures of the Soviet photographer Max Penson, who worked a lot in Uzbekistan.

KA:For our project, I chose clothes from local designers. I did not want to borrow outfits from Turkish and Chinese stores, which we have here at every turn, but to support our artists and show people their work instead. All the brands you can see in our shoot are local except, perhaps, J.Kim, who has long gone international—but still we took Zhenya's collection inspired by Uzbekistan. The shoot includes items from Anor Couture, Dildora Kasimova, Elena Milberger, Fugu, Moel Bosh, NNAM, Tais & I, Holmuradov Design jewelry, and Uzbek vintage. We talked with the designers and told them about the project and its message in detail—making sure that everyone shared our concept.

As a stylist, I needed to take into account the nuances associated with religious norms in clothing. For example, in Orthodox Muslim families women are not encouraged to wear bright clothes and makeup outdoors so as not to attract too much attention. Also, their hair should not be revealed. However, in foreign fashion shoots, Muslim women wear trouser suits and bright prints. According to our concept, Elina stays home so as not to hurt the feelings of believers.

In general, it is very interesting to study the interpretations of the Koran in relation to modern fashion: for example, it turns out that Muslims cannot wear counterfeit brands, since theft is condemned in the Koran. It is also advisable to wear clothing made of recyclable materials and produced in decent conditions. In theory, religion does not support labor where women churn out low-quality items for 2 USD an hour. One way or another, today there are no clear interpretations of Sharia law, thus each interprets them in their own way, depending on one’s environment.

We did the shooting in the mahallah—a neighborhood, a kind of a small community, where everyone knows and helps one another. There are still some traditional old houses left around, and some residents are ashamed of them, often assuming that “European-style” renovation looks better.

Элина

KR: After every day of shooting, we were impressed by how open the locals were and how willingly they offered help. In every house we were welcome. They offered us melon and tea, invited us to dinner—it made us feel like a part of one extended family. Once we were filming in the field and the land-owner ran after us to present two watermelons. Everyone, young and old, was helping and fussing around, apologizing for the mess in the courtyard where we wanted to shoot and arranging special cleaning.

We tried to convey Uzbek culture not only through the setting and clothing, but also with the help of small elements we are familiar with. For example, a can of sour milk and fresh flat bread appear in the shot—an incredible morning delight that every Uzbek knows perfectly well. Figs, often homegrown, are a real taste of summer. Vegetables grown in their own kitchen gardens or fields are what kids often enjoy the most, stealing and eating them between games.

KA:Also, in the pictures you can see woad—a plant that is traditionally used for the growth and dying of eyebrows. Now it can be bought both at bazaars and as an ingredient of eyebrow dyeing products, ready-made, in Arabic packages.

KR:I remember my grandmother smearing woad when I was a little girl—collecting, drying, and then squeezing it. Children also often shaved their heads so that later their hair would grow better. So, that was how we walked around—bald and green-eyebrowed.

Ситора

KA: I am very glad that Kamilla and I succeeded in bringing this project to life despite the various obstacles that came with our first shooting being cancelled due to a sudden quarantine. It was very important for me to take a step towards myself and my roots. I really want our women to not limit themselves in any way—neither in the choice of clothes, nor in the choice of a life partner. I would like them to dispel the illusions and fears imposed by society. I myself come from a traditional Uzbek family, where all the traditions and rules were highly respected, and I felt like a hostage to this. I realized I did not want to live like this, to be comfortable, good, right for everyone. It is important to live for your own happiness, whatever way you define it.


Project Team

Concept: Kamila Rustambekova and Kamilla Akhmedova
Photo: Kamila Rustambekova
Style and design set: Kamilla Akhmedova (“7/1 Bureau” agency)
Models: Dina Makhmudova, Sitora Mamadrizaeva, Elina Brunkovskaya (NN Models), Seva
Makeup: Ruslan Dominov
Clothes: Anor Couture, Dildora Kasimova, Elena Milberger, J. Kim, Moel Bosh, NNAM, Tais & I, Fugu, Uzbek vintage
Jewelry: Holmuradov Design

Translated from Russian by Olga Bubich

Contributors
Kamila Rustambekova
Photographer from Tashkent. She specializes in portrait photography and has an interest in fashion.
Kamilla Akhmedova
Stylist from Tashkent, founder of 7/1 bureau. She has worked as an editor for Uzbek magazines and currently organizes public talks on fashion and consults with local brands to help them improve.

(EE)
ВЫПУСК 2: МЕЧТА
Создать пространство для мечты — значит расширить поле возможного
EN / RU
Сообщество

Три истории из махалли

Дина

Проект Камилы Рустамбековой и Камиллы Ахмедовой посвящен положению женщин в современном Узбекистане. Используя съемку с одеждой местных дизайнеров как способ рассказать историю, его создательницы утверждают необходимость уважения любого выбора — вне зависимости от его соответствия тем или иным критериям «прогрессивности». Это первый материал в разделе «Сообщество», где будут публиковаться тексты и проекты, самостоятельно инициированные и реализованные нашими читателями. 

Камилла Ахмедова:В Узбекистане недавно начали активно обсуждать положение женщин — например, проходила громкая онлайн-акция #вместеобольном, в ходе которой девушки ломали патриархальные стереотипы. Но нам было интересно показать не только тех, кто борется за свои права, но и более «традиционных» девушек. Хотелось сделать проект о том, что любой выбор достоин уважения: хочешь ты быть одна или выйти замуж, жить с родителями или отдельно, делать карьеру или заниматься семьей, носить хиджаб или нет — это твой выбор. С одной стороны, это модная съемка, с другой — социальный проект.

КАМИЛА РУСТАМБЕКОВА: Вместе мы придумали историю о трех девушках, которые могли бы жить на одной улочке, в махаллемахаллеТрадиционное название городских кварталов в мусульманских городах.. У них разные судьбы и разные ценности, но все они тянутся к высокому и не боятся выражать себя. У каждой из них есть занятие, которое помогает найти свое место.

Ситора — замужняя женщина. Она занимается бытом, работает в поле и воспитывает детей. Ей нравится быть вовлеченной во все домашние дела, и у нее это отлично получается, а в свободное время Ситора читает.

Элина — мусульманка. Она покрывает голову, держит пост и молится. Этот выбор не мешает ей самовыражаться с помощью макияжа и одежды среди близких. Кроме того, она ухаживает за садом, выращивает цветы — это ежедневное созерцание прекрасного.

Третья героиня, Дина, нашла в себе смелость и силы для того, чтобы подать на развод, забрать ребенка и начать новую жизнь, — и встретила девушку, с которой теперь живет в бостонском браке. Дина зарабатывает вышивкой традиционных сюзанесюзанеТехнология традиционной вышивки, с персидского языка название переводится как «шитый иглой». Также распространена в Турции, Таджикистане, Афганистане и Иране..

Дина

КА: Когда мы готовились к съемке, узнали, что мастериц сюзане часто освобождали от домашних обязанностей, так как их ремесло очень ценилось и они обеспечивали всю семью. Так что это не просто красивое прикладное искусство, но и феминистское.

КР:Среди референсов были и классические фэшн-съемки, и документальные кадры. Например, снимки советского фотографа Макса Пенсона, который много работал в Узбекистане.

КА:Для нашего проекта я выбирала одежду местных дизайнеров. Мне хотелось поддержать их и рассказать о них другим людям, а не брать наряды из турецких и китайских магазинов, которые тут у нас на каждом шагу. Все марки в съемке локальные, кроме, пожалуй, J.Kim, которая давно вышла на международный уровень, — но мы взяли Женину коллекцию, вдохновлённую Узбекистаном. В съемке появляются вещи Anor Couture, Dildora Kasimova, Elena Milberger, Fugu, Moel Bosh, NNAM, Tais & I, украшения Holmuradov Design, а еще узбекский винтаж. Мы общались с дизайнерами и подробно рассказывали о проекте, о том, какой у него будет посыл, убедились, что все согласны с нашей концепцией.

Как стилисту, мне нужно было учитывать нюансы, связанные с религиозными нормами в одежде. Например, в ортодоксальных мусульманских семьях не принято, чтобы женщины носили яркую одежду и макияж на улице, тем самым привлекая лишнее внимание. Также не должны быть видны волосы. Однако в зарубежных модных съемках мусульманки носят брючные костюмы и яркие принты. Чтобы не задевать чувства верующих, мы решили фотографировать одну из героинь, Элину, в домашней обстановке.

Вообще изучать интерпретации Корана в отношении современной моды очень интересно: например, получается, что мусульмане не могут носить подделки под известные бренды, так как в Коране осуждается воровство. Также желательно покупать одежду из перерабатываемых материалов и созданную в гуманных условиях: по идее, религия не поддерживает предприятия, где женщины штампуют некачественные вещи за два доллара в час. Так или иначе, сегодня нет четких интерпретаций законов шариата, поэтому каждый и каждая трактует их по-своему — в зависимости от окружения.

Снимали мы в махалле. Так называется район, маленькое сообщество, где все друг друга знают и поддерживают. В таких кварталах все еще осталось немного традиционных старых домиков, и некоторые жители их стесняются: люди часто считают, что «евроремонт» лучше.

Элина

КР: После каждого съемочного дня мы находились под впечатлением от того, насколько у нас открытые и отзывчивые люди. В любом доме нам были рады. Нас кормили дыней и поили чаем, звали на ужин — это заставляло чувствовать себя частью одной большой семьи. Как-то раз мы снимали на поле и нас догнала его хозяйка, чтобы дать с собой домой два арбуза. Все от мала до велика помогали и суетились, извинялись за беспорядок во дворе, где мы хотели снимать, специально устраивали уборку.

Мы постарались передать узбекскую культуру не только через сеттинг и одежду, но и с помощью небольших узнаваемых элементов. Например, в кадре появляется банка кислого молока и свежие лепешки — утреннее удовольствие, знакомое каждому жителю Узбекистана. Инжир, часто из собственного двора, — это настоящий вкус лета. Овощи из собственных огородов и полей — так и притягивают детей, которые похищают их и перекусывают в перерыве между играми.

КА:Еще в кадре есть усьма — растение, которое традиционно используют для окрашивания бровей и ускорения их роста. Сейчас усьму можно купить как на базаре, так и в магазине — в составе средств для окрашивания бровей, уже готовую, в арабских упаковках.

КР:Меня бабушка мазала усьмой в детстве. Помню, как она ее собирала, сушила, выжимала. Еще детям часто бреют голову, чтобы потом волосы росли лучше. Так что мы ходили лысые и с зелеными бровями.

Ситора

КА: Я очень рада, что мы с Камиллой воплотили проект в жизнь, так как перед нами вставали различные преграды, а первые съемки вообще сорвались из-за внезапного карантина. Для меня было очень важно сделать шаг навстречу себе и своим корням. Мне очень хочется, чтобы наши женщины никак себя не ограничивали ни в выборе одежды, ни в выборе партнера на всю жизнь, чтобы они развеяли навязанные социумом иллюзии и страхи. Я сама родом из традиционной узбекской семьи, где высоко чтились все традиции и правила. Я чувствовала себя заложницей этого и понимала, что не хочу так жить: быть удобной, хорошей, правильной для всех. Важно жить ради своего счастья, в чем бы оно ни заключалось.


Команда

Концепция: Камила Рустамбекова и Камилла Ахмедова
Фото: Камила Рустамбекова
Стиль и сет-дизайн: Камилла Ахмедова (агентство 7/1 bureau)
Модели: Дина Махмудова, Ситора Мамадризаева, Элина Брунковская (агентство NN Models), Сева
Макияж: Руслан Доминов
Одежда: Anor Couture, Dildora Kasimova, Elena Milberger, J.Kim, Moel Bosh, NNAM, Tais & I, Fugu, узбекский винтаж
Украшения: Holmuradov Design

Авторы
Камила Рустамбекова
Фотограф из Ташкента. Специализируется на портретной съемке, интересуется модой.
Камилла Ахмедова
Стилист из Ташкента, основательница бюро 7/1. Работала редактором в узбекских журналах, сейчас организует паблик-токи, посвященные моде, и помогает местным брендам стать лучше.