(EE)
ISSUE 2: DREAM
Making space for dreaming means increasing the field of possibility
EN / RU
EastEast Paper

Between Food, Art, and Politics

Illustration from Still Life project. Art gallery Dreiviertel (Bern, Switzerland). Bishkek, 2020
All images courtesy of Bermet Borubaeva

EastEast starts presenting selected materials from the artifact publication, EastEast Paper, led by Elena Yushina. In its inaugural issue On Water, political scientist, artist, and eco-socialist Bermet Borubaeva discusses her activist project Still Life, placing it in the history of relevant art. In many ways, following artistic practices of the aesthetics of interaction, Still Life uses unsaleable food products for a dialogue on social problems, and for making highly saleable dishes. A recipe is attached.

I first began thinking about biopolitics after watching the film Wastecooking: Make Food, Not Waste (Austria, 2015, directed by Georg Misch). The main character of the film, the Austrian activist David Gross, tells us that a third of all food is thrown away. While collecting harvests, in during sale and after purchase people throw away tons of products and prepared meals. This was a revelation for me: the global system of food production was revealed, which is built exclusively on making profits without taking into account ecological risks and humanitarian needs. During the film screening, the ayurvedic chef Svetlana Khakimova prepared a meal from leftovers: some brought by organizers and viewers, and some found at the market. Inspired by the screening, together with fellow-thinkers in Bishkek I launched an initiative to save food, #FoodsharinginBishkek: now every day volunteers take unsold sweets from cafés to a center for the homeless and to large families. In half a year, over half a ton of food is saved.

When I moved from Bishkek to Moscow, I decided to conduct an experiment: to spend a month with unsaleable groceries (but which were actually fit for consumption), which for various reasons are thrown away by manufacturers, supermarkets, catering establishments, and even friends. I was afraid that I would go hungry, but I ended up with more food than I had expected: my neighbors shared leftovers from meals, friends gave me their grandmother’s harvest from the vegetable garden. Through the social network group “Food for Free” I was given apples from the dacha, vegetables from a garden in the Moscow region, and Arabian bread from a vegan café. In the evenings at the Preobrazhensky Market I could take a pile of vegetables and fruit for free or for practically nothing, food which no one would buy the next day. The experiment with unsaleable groceries broadened my understanding of the problem of overproduction. The results of the projects were not shown in the sterile space of a gallery, but published in the media: first on the portal “Zdravkom,” where I kept a weekly diary about the experiment, and then in the newspaper Trud (“Labor”), which has millions of subscribers.

The mechanism of the modern system of food production and consumption shows us how our society is organized. Using social research and artistic tools, I discuss the sometimes-invisible links between food and politics, and make my own micro-interventions in the existing system of biopolitical relations. But how and why did the food and catering industry, the need for food and the feeding process itself become the subject of an artistic gesture in contemporary art?

The environment Eat by Allan Kaprow, the originator of happenings, was presented in abandoned beer cellars in the Bronx in 1964. Not more than twenty people could view the exhibition over an hour. Viewers entered a cellar and walked through corridors to reach the installation. The stone walls were painted white, there was a sound of dripping water and a smell of rot. A male voice repeated “Get ‘em! Get ‘em!” Apples were hanging on ropes from the ceiling. Two women stood silently on podiums holding bottles of red and white wine. Another woman fried bananas fritters on an electric stove in the back. A ladder led to the second level where there was a table with sliced bread, strawberry jam and a few table knives. The performers did not offer the visitors anything and hardly moved. The visitors had no instructions. The only people who got any food were those who for it, or who took it themselves. Here Kaprow created an artistic situation with a specific atmosphere—a game situation in which viewers had to work things out on their own. This project, which was highly expressive, nevertheless lacked any socio-political subtext.

The social revolution in art which Joseph Beuys had already predicted in the 1970s took place in the early 1990s with the arrival of participatory art, so-called relational aesthetics or aesthetics of interaction. The Thai artist Rirkrit Tiravanija studied the theme of social alienation through a shared meal. In the project pad thai, shown in 1990 at the Paula Allen Gallery in New York, he prepared Thai noodles and fed them to visitors of the exhibition with. Tiravanija presented a similar project at the Carnegie Museum of Art in 1995, placing the text of a recipe for a Southeast Asian green curry on the wall: in the exhibition hall the artist prepared this dish for visitors. One of the most spectacular projects by Tiravanija, Untitled (1271) was shown at the Venice Biennale in 1993. The name referred to the year when the Italian traveler Marco Polo returned from his Asian journey to his native Venice and brought numerous exotic things with him. One of them was Chinese noodles, which the Italians soon made their own national dish. Tiravanija paddled around the canals of Venice an aluminum canoe with two pots of boiling water and several packets of instant noodles, which he gave to viewers.

The theoretical aspects of these projects are discussed by Nicolas Bourriaud in the book Relational Aesthetics, where the French critic and curator states that involving the viewer in aesthetic practices forms the basis of contemporary art. A meal was historically a collective activity. The increase of atomization, globalization and alienation in modern cities turns eating food together into a radical artistic gesture. If in the 1960s–1970s Alan Kaprow studied the boundaries of art and new methods for experiencing it, in the 1990s, in the works of such artists as Rirkrit Tiravanija, art became a space for communication. The arrangement of roles remains conventional: the artist sets certain conditions—devises a concept, finds a space, prepares food and receives the entire symbolic capital, and the viewer only takes part in the meal.

In the project Time/Food, shown at the Stella Art Foundation in Moscow in 2004, artists Julieta Aranda and Anton Vidokle tried to create an alternative system to money. Instead of currency, the artist used time: a person could “buy” a meal for thirty minutes of their time. One could choose notes on the wall that contained suggestions for ways of spending time: to walk the dog, look after a child, sort out the library, discuss problems. Using the example of food, viewers were invited to think about what time means. Is time money, or is time food? The artists refer to the economics of natural exchange, bypassing capitalist credit and monetary relations, but at the same time create them once more.

Time/Food may be contrasted with another project which was created ten years later by the artist and activist Pavel Mitenko in 2014. His Open Kitchen at the MediaUdar festival in Moscow was equipped like an ordinary kitchen, where everyone could come along and prepare something to eat. The simplest ingredients were provided. Mitenko created an absolutely free public space, oriented towards people’s needs, thus casting doubt on the monopoly of the food service industry in the capitalist system.

Today, interdisciplinary curator projects are becoming relevant in gardening, agriculture, economy, agropolitics, biology, and modern art. The process of growing vegetables in the exhibition space becomes a work of art, and preparing dishes from leftovers becomes a performance. We may recall Barter Café and Flying Cooperation (27 November 2015, Moscow), the city gardens of the collective “AND… AND… AND” at documenta 13 (2012, Kassel), the meal made of leftovers by the “Donate to Curate” group at Manifesta 11 (2016, Zurich), and others. The American researcher Allison Carruth examines such projects in the article “The Green Avant-Garde: Food Hackers and Cyberagrarians.”

Illustration from Still Life project. Art gallery Dreiviertel (Bern, Switzerland). Bishkek, 2020

The continuation of my social experiments with unsaleable products was the experimental artistic project Still Life, which together with the curator Anna Fatyanova and with support by Ivan Isaev, I organized at an exhibition space Dreiviertel in Bern in 2019. At the gallery, we created an improvised café with the name “Still Life.” In the small exhibition space, we placed a bar, tables, and chairs. We served a main course and deserts using the products we were able to obtain. The ingredients included “second-day bread,” enormous zucchinis which no one in Switzerland buys because of their unusual appearance, and wild apples. We managed to prepare incredibly delicious meals from these ingredients: marrow dumplings and pilaf, pizza, apple pie, carrot cake (recipe attached), chocolate cheesecake on a yoghurt base on a crust of reground bread, tarts baked from stale bread, topped with wild blackberries gathered in a nearby forest. The highlight of the program was chocolate truffles made from goat’s cheese which had almost passed its expiry date.

We made a meal every evening for a whole week. The guests were delighted, and did not immediately realize that we had prepared everything with ingredients that are usually just thrown away. Our café became a place where people came to socialize. On the shelves, like in a plasticine museum, we placed vegetables of various unusual shapes which people do not buy at supermarkets because they do not conform to accepted “beauty standards.”

The Still Life project proceeds from the concept of the aesthetics of interaction and appeals to activist forms of art, where the infrastructure—galleries and museums—is used to reveal social problems through the process of preparing food, which becomes a medium in its own right. Nowadays, it is no longer sufficient just to “feed” the visitors of an exhibition. It is important to show an alternative development of customary processes and to start contemplating them together.

Carrot cake of breadcrumbs or stale bread

Bread is thrown away more often than other products, although it can always be dried out and used for baking. We decided to bake a delicious carrot cake, and we’re sure that the recipe could be used by city cafés and even bakeries.

Mix all the ingredients together, put in a baking dish and bake for 1 hour at 160 °С.

Translated from Russian by Simon Patterson 

Contributors
Bermet Borubaeva
Cultural worker and researcher based in Bishkek. She researches the political economy of urban ecology. Bermet is a co-founder of a number of initiatives: “Preobrazhensky Cooperative,” a comic strip about invisible labor “Ya.Eda,” a mobile game “Migrant School,” #БишкекСмог (Bishkek Managed), #ФудшерингвБишкеке (Foodsharing in Bishkek) and the Bishkek School of Contemporary Art. She has been taking part in numerous international and regional projects as well as writing on urban ecology, labor, gender equality, and contemporary art.

(EE)
ВЫПУСК 2: МЕЧТА
Создать пространство для мечты — значит расширить поле возможного
EN / RU
EastEast Paper

Между едой, искусством и политикой

Бермет Борубаева. Иллюстрация из проекта Still Life. Галерея Dreiviertel, Берн (Швейцария). Бишкек, 2020 год
Все изображения предоставлены художницей

Начинаем публиковать избранные материалы из художественного издания EastEast Paper, возглавляемого Еленой Юшиной. В первом выпуске «На воде» политолог, художница и экосоциалистка Бермет Борубаева рассказывает о своём активистском проекте Still Life, вписывая его в историю актуального искусства. Во многом наследующий художественным практикам эстетики взаимодействия, Still Life использует неликвидные продукты питания для разговора о социальных проблемах и для приготовления более чем ликвидных блюд. Рецепт прилагается. Текст подготовлен при участии Ольги Ульяновой.

Мои размышления о биополитике начались с просмотра фильма «Wastecooking: готовьте из того, что другие выбрасывают» (Австрия, 2015, режиссёр Георг Миш). Главный герой, австрийский активист Давид Гросс, рассказывает, как треть существующего продовольствия отправляется в утиль. Собирая урожай, в ходе продажи и после покупки люди выбрасывают тонны продуктов и готовых блюд. Для меня это стало откровением: обнажилась глобальная система продовольственного производства, построенная исключительно для извлечения прибыли без учёта экологических рисков и гуманитарных потребностей. Во время кинопоказа шеф-повар аюрведической кухни Светлана Хакимова приготовила ужин из продуктовых остатков: что-то принесли организаторы и зрители, что-то я нашла на рынке. Тогда, вдохновившись просмотром, вместе с единомышленниками в Бишкеке я запустила инициативу по спасению еды #ФудшерингвБишкеке: теперь каждый день волонтёры отвозят нереализованные сладости из кофеен в центр бездомных и многодетным семьям. За полгода бывает спасено больше полутонны еды. 

Переехав из Бишкека в Москву, я решилась на эксперимент: провести месяц на неликвидных (но фактически — годных к употреблению) продуктах, которые по разным причинам выбрасывают производители, супермаркеты, заведения общепита и даже друзья. Я боялась, что придётся жить впроголодь, но еды оказалось больше, чем я рассчитывала: соседки делились излишками приготовленных блюд, друзья — бабушкиным урожаем с огорода. Через группу в соцсети — «Отдам еду даром» — мне отдавали яблоки с дачи, овощи с подмосковного огорода и арабский хлеб из веганской кофейни. По вечерам на Преображенском рынке за бесценок, а иногда и бесплатно я могла забрать кучу овощей и фруктов, которые назавтра уже точно никто не купит. Эксперимент на неликвиде расширил моё понимание проблемы перепроизводства. При этом результаты проекта были не выставлены в стерильном пространстве галереи, а опубликованы в массовых изданиях: сначала на портале «Здравком», где я вела еженедельный дневник об эксперименте, а затем в газете «Труд», которая выходит миллионными тиражами. 

Механика современной системы продовольственного производства и потребления даёт нам понять, как устроено наше общество. С помощью социального исследования и художественного инструментария я рассказываю об этих невидимых порой связях между едой и политикой и совершаю свои микроинтервенции в сложившуюся систему биополитических отношений. Но как и почему индустрия продовольствия и общепита, потребность в питании и сам питательный процесс стали поводом для художественного жеста в современном искусстве?

Инвайронмент Алана Капроу, родоначальника хеппенингов, под названием Eat («Еда») был представлен в заброшенных пивных погребах в Бронксе в 1964 году. В течение часа выставку могли осмотреть не более 20 человек. Войдя в погреб, зрители петляли по коридорам и наконец попадали в инвайронмент. Каменные стены были выкрашены в белый цвет, где-то капала вода, слышался запах гнили. Мужской голос повторял: «Get ‘em! Get ‘em!» («Возьми! Возьми!»). С потолка на верёвках свисали яблоки. На высоких подиумах молча стояли две девушки: одна — с бутылкой красного вина, другая — с бутылкой белого. В глубине на электрической печке девушка жарила бананы в жжёном сахаре. На втором уровне, куда можно было забраться по приставной лестнице, стоял стол с нарезанным хлебом, клубничным вареньем и несколькими столовыми ножами. Перформеры ничего не предлагали посетителям и почти не двигались. У посетителей не было никаких инструкций. Угощение получали только те, кто просили об этом или брали сами. Здесь Капроу создал художественную ситуацию со специфической атмосферой — некие игровые обстоятельства, в которых зрителям приходилось ориентироваться самостоятельно. Образно-выразительный этот проект, однако, был лишён социально-политического подтекста.

Социальный поворот в искусстве, намеченный в 1970-х ещё Йозефом Бойсом, произошёл с приходом партиципаторного искусства, так называемой реляционной эстетики (эстетики взаимодействия), в начале 1990-х. Таец по происхождению, художник Риркрит Тиравания исследует тему социальной отчуждённости через совместную трапезу. В проекте pad thai, показанном в 1990 году в галерее Paula Allen Gallery в Нью-Йорке, он готовит тайскую лапшу и кормит ею посетителей выставки. Похожий проект Тиравания представил в Музее искусств Карнеги в 1995-м, разместив на стене текст с рецептом зелёного карри, блюда Юго-Восточной Азии: прямо в выставочном зале художник приготовил его для посетителей. Один из самых зрелищных проектов Тиравании, Untitled (1271), был показан на Венецианской биеннале в 1993-м. В названии работы указан год, когда итальянский путешественник Марко Поло вернулся из своего азиатского путешествия в родную Венецию и привёз многочисленные диковинки. В их числе была китайская лапша, которую итальянцы скоро превратили в собственное национальное блюдо. На алюминиевом каноэ Тиравания шёл по каналам Венеции, везя на борту две кастрюли с кипящей водой и несколько банок лапши быстрого приготовления, которой художник угощал зрителей.

Теоретические аспекты подобных проектов отражены Николя Буррио в статье «Эстетика взаимодействия», где французский критик и куратор называет вовлечение зрителя в художественные практики основой современного искусства. Трапеза исторически была коллективным действом. Рост атомизации, глобализации и отчуждения в современных городах превращает совместный приём пищи в радикальный художественный жест. Если в 1960–1970-х Алан Капроу изучает границы искусства и новые способы его проживать, то в 90-х, в работах таких художников, как Риркрит Тиравания, искусство становится пространством для коммуникации. При этом расстановка ролей остаётся конвенциональной: художник задаёт определённые условия — придумывает концепцию, находит пространство, готовит пищу и получает весь символический капитал, а зритель только участвует в трапезе. 

В проекте Time/Food, показанном в московском Stella Art Foundation в 2004 году, художники Хульета Аранда и Антон Видокле попытались создать систему, альтернативную деньгам. Вместо валюты художники использовали время: человек мог «купить» ужин за 30 минут своего времени. Притом можно было выбирать оставленные на стене записки, на что это время потратить: погулять с собакой, посидеть с ребёнком, разобрать библиотеку, обсудить проблемы. На примере еды зрителю предлагалось осмыслить, что такое время. Время — деньги, или время — еда? Художники отсылают к экономике натурального обмена, минуя капиталистические кредитно-денежные отношения, но при этом создают их снова. 

Противопоставить Time/Food можно другой проект, созданный 10 лет спустя, в 2014 году, художником и активистом Павлом Митенко. Его «Открытая кухня» на фестивале «МедиаУдар» в Москве была оборудована как самая обыкновенная кухня, куда каждый мог прийти и приготовить себе поесть. В наборе были самые простые продукты. Митенко создал абсолютно бесплатное общественное пространство, ориентированное на потребности человека, тем самым поставив под сомнение монополию общественного питания в капиталистической системе.

Сегодня становятся актуальными междисциплинарные кураторские проекты в области садоводства, сельского хозяйства, экономики, агрополитики, биологии и современного искусства. Художественным произведением оказывается процесс выращивания овощей в выставочном пространстве, а приготовление блюда из остатков пищи — перформансом. Вспомним «Бартерное кафе» «Летучей кооперации» (27 ноября 2015, Москва), городских садоводов коллектива «AND… AND… AND» на documenta 13 (2012, Кассель), ужин из продуктовых остатков, приготовленный коллективом Donate to Curate на Manifesta 11 (2016, Цюрих), и пр. Подобные проекты американская исследовательница Аллисон Каррут рассматривает в статье «Зелёный авангард: хакеры питания и кибераграрии».

Бермет Борубаева. Из серии Still Life. Бишкек, 2020 год

Продолжением моих социальных экспериментов с неликвидными продуктами стал экспериментальный художественный проект Still Life, который мы вместе с куратором Анной Фатьяновой при участии Ивана Исаева организовали в выставочном пространстве Dreiviertel в Берне в 2019 году. В галерее мы создали импровизированное кафе под названием Still Life. В небольшом выставочном пространстве поставили барную стойку, столы со стульями. На ужин подавали основное блюдо и десерты — из того, что получилось достать. Среди ингредиентов были «хлеб второго дня», цукини огромных размеров, которые в Швейцарии никто не покупает из-за нестандартного внешнего вида, дикие уличные яблоки. Из этих и других случайно спасённых продуктов получились удивительно вкусные блюда: манты и плов из кабачков, пицца, шарлотки, морковный кекс (рецепт прилагается), шоколадный чизкейк на основе йогурта на корже из перемолотого хлеба, выпеченные из чёрствого хлеба тарталетки с дикой ежевикой, собранной в соседнем лесу. Гвоздём программы стали шоколадные трюфели из козьего сыра, который был на исходе срока годности. 

Всю неделю каждый вечер мы делали ужин. Гости были в восторге и не сразу понимали, что всё это мы приготовили из продуктов, которые обычно не используют и выбрасывают. Наше кафе стало местом притяжения и общения людей. На полках, как в музее пластинации, мы разложили овощи разных нестандартных форм, которые не берут в супермаркеты из-за принятых «стандартов красоты». 

Проект Still Life отходит от концепции эстетики взаимодействия и обращается к активистским формам искусства, где инфраструктура — галереи и музеи — используется для вскрытия общественных проблем через процесс приготовления еды, становящейся полноценным медиумом. Сегодня уже недостаточно просто «накормить» посетителей выставки. Важно показать альтернативное развитие привычных процессов и начать их совместное осмысление. 

Морковный кекс из панировочных сухарей или старого хлеба 

Хлеб выбрасывают чаще других продуктов, хотя его всегда можно аккуратно подсушить и сделать основой выпечки. Мы придумали выпекать вкусный морковный кекс и уверены, что его рецепт стоит взять на заметку городским кафе и даже хлебопекарным заводам. 

Все продукты смешать, уложить в форму и печь 1 час при температуре 160 °С.

Авторы
Бермет Борубаева
Работница культуры, исследовательница. Живет в Бишкеке. Занимается исследованием политэкономии экологии города. Со-основательница ряда инициатив – «Кооператив ПреобраЖенский», комикс о невидимом труде «Я.Еда», мобильная игра «Школа Мигранта», #БишкекСмог, #ФудшерингвБишкеке и Бишкеская Школа Современного Искусства. Участница ряда международных и региональных проектов и автор публикаций по темам экологии города, труда, гендерного равенства и современного искусства.