(EE)
EN / RU
Community

Akhmat Bikanov on His Mother, His Favorite Things, and the Power of Nature

Akhmat Bikanov. Call me tomorrow exhibition at сцена/szena gallery. Moscow, 2021

Till April 30, сцена/szena gallery is hosting the first solo exhibition of Akhmat Bikanov, an artist and architect from Kabardino-Balkaria. Akhmat shared with us his memories of childhood in Nalchik, reflections on the therapeutic power of nature and emotional attachment to particular objects.

Nalchik and Kabardino-Balkaria occupy an important place in my heart and are primarily associated with family and nature. Nature is a part of me and, in general, of every one of us. It is good to find yourself somewhere in a gorge, in the mountains, by a mountain river, watching the hidden life a step away from you. I perceive this experience as therapy, as a kind of purging, or as an internal transformation, because after such observations you develop a clearer perspective on many things. Difficulties do not disappear, but you start perceiving them in a different way. However, this effect has a limit: when you get back to a big city, after a while everything is again covered with a veil—due to misunderstandings with people and yourself or some other contradictions. All these keep building up in me until I feel the need to return, to take a walk along the river, to look around and answer honestly to myself what I really need and what it would be better to let go.

In the 8th or 9th grade,  I came across some information on the Moscow College of Architecture and Construction No. 7 on the net, and it was then that I saw a clear picture of my future. I wanted to enter that specific educational institution and my mother immediately supported me, but it took a while to persuade my father to allow me to travel to Moscow. Back then, the fact that my mother quit her favorite job, left home, and moved with me seemed something natural, but now I approach her decision in a completely different way. It was a sacrifice and I just want her to never regret it. Mom is a musician and honored artist of our republic—she plays the accordion. She worked for twenty six  years in the folklore ethnographic dance group Balkaria and as a child, before and after school, I often visited her at work and watched the rehearsals. I liked the theater because everything there was somehow fabulous and unlike the outside world: I touched the fabrics of costumes embroidered with beads and colorful gemstones, walked around the large concert hall that looked a bit gloomy and mystical with no lights on, often imagining myself an artist on stage . . . It appeared to be completely unlike what I experienced in my everyday life. I really miss that time and cherish a little dream—to watch the performers when they get ready for the show with young women and men dressing up and putting on makeup. At this particular moment, some kind of metamorphosis occurs, and the people you personally know, right in front of your eyes, transform into someone who looks and feels totally different.

I don't know what could be called the beginning of my career. I was described as someone who always painted a lot. As a child, I got acquainted with art through books, while looking at illustrations and redrawing my favorite images through carbon paper. I liked Ancient Egypt, Ancient Greece, and a little later—the Renaissance most of all. I always enjoyed the smell of pencils, especially the smell of shavings you get after sharpening. Now I adore the smell of honey watercolors or wet paper: when preparing them, I tint some works with a saffron solution and for a while they emit amazing smells. In general, I do it to get rid of the white color in the background. I endlessly love blue—it seems the richest and most noble colour. Moreover, it is my mom's favorite one. The songs I love also contain the word “blue,” which in English also refers to a person’s inner state. When I miss home, I draw sketches with mountains and a dancing man and right in front of me I see the evening sky in late summer—dark blue and liberating. To me, dancing with nature somewhere up in the mountains with nobody around feels like absolute happiness.


When I used to come to Nalchik during my studies, I spent no more than a month there and already a week after I missed certain places in Moscow: Fayum portraits in the Pushkin Museum, my friends, and the feeling of constant motion. In the same period, I was working in an architectural bureau. During those times I wanted to return to Moscow because in Nalchik I felt like I was starting to dissolve, I was worried that I would not be able to reach absolute tranquility after such troubled states of mind. It really bothered me. But during the quarantine, everything changed: I talked with my friends and all together we remotely graduated from Moscow Architectural Institute. I realized that returning to Moscow made no sense. At that time we were defending our diplomas and it was very embarrassing for me to tell my friends who were then all staying locked up in their apartments that I was home, where everything was calm and I was enjoying the view of the garden outside and listening to the endless singing of birds. Then summer began and I started travelling to the mountains and this time it was Moscow that was dissolving in me and I did not want to return there at all. Days and nights were merging. Everything was somehow timeless. I did feel lonely, but I experienced this loneliness as a sweet pain in my chest.

One episode happened in the summer. During some cleaning, a beautiful handmade cradle was found—later I learned that this was  where I had spent the first months of my life. Initially, it was going to be burned, but fortunately I found out about it in time and  managed to bring it to my room. Now I use the cradle to store paints, small canvases, and books—somethings that are meaningful to me. I also keep my stones there—I try not to forget where I found each of them and when I’m holding them I feel like I am touching my home’s soul. I experience my home as something supreme. I am pleased to touch my stones, the very process calms me down and brings me closer to the roots: if I feel tension, I touch the objects and explain to myself what they are—prickly, rough, or smooth. Sometimes I give these special stones to my close friends.

Akhmat Bikanov’s room in Kabardino-Balkaria, 2021

I would also like to tell you about the Karachay-Balkar felt carpets—kiyiz. Such carpets were made mostly by women. Working with felt was not easy: once it was rolled up, women were to felt them while at the same time pouring hot water on the material. The process could take up to several hours and it was both about communication and creativity—with ritual songs, feast, and games involved. I do not know if anyone owns this craft at such a high level now. I love the fact that these items are so difficult to make and that the process of their creation is closely connected with communication. Such carpets need to be stored in safe places and we should be proud of them. Moreover, the older the carpet or any other handmade item is, the more valuable they are. And I feel sorry that many do not understand it—I mean these craftswomen’s grandchildren or children, for example. Still, the greatest distance is something that separates one person from another. It is sad when carpets and other valuable items are thrown away or burned. Maybe it happens because of the desire to get closer to the ideal of cleanliness: why do we need a shabby handmade carpet when we can buy a new manufactured piece without the risk of blushing when receiving guests? 

Another fabulous item that I have is my grandmother's dowry chest. I use it to keep sketches or works that have not yet taken their final form. In future I would like to use this chest as a part of my exhibitions. Such objects are like threads that connect us to some places or people and I find them to be really important. Moreover, all of us, with all our disturbances, doubts, and confusion, actually need them—as something that could structure this inner chaos. So, both the chest, or, for example, a box my grandfather bought at an auction when he was young, play these roles. I am very much attached to these objects and feel that they reflect our lives and are able to speak for us. There are things we collect and cannot throw away because to some extent we tend to animate them.

By the way, one friend of mine has a carpet made by one craftswoman whose grandchildren were going to throw it away at first, but in the end they offered it to her. It is strange to think that someone could come up with the idea of getting rid of such a thing. But now, when I visit my friend in her Moscow apartment, I lie on the carpet and feel like I’m floating back home. It has a few flaws that somehow only complete it aesthetically, making it even more beautiful. The carpet is imperfectly perfect. You see a hole or notice that the color of the ornament takes a different shade in some part, but you still love it—and this is what I enjoy most. The same can happen to people. We are living in a dangerous time, everyone wants to be neat, is afraid of mistakes and hardly forgives those who make them. Watercolor remembers everything, and, while working with it, one can hardly fix anything. But it is exactly this thing that also attracts. So, I am learning from it—I allow mistakes to happen and I see in them a certain meaning.

All pictures courtesy сцена/szena gallery and Akhmat Bikanov

Translated from Russian by Olga Bubich

Photos of Kabardino-Balkaria and Akhmat Bikanov’s mother
Contributors
Akhmat Bikanov
Artist and architect. He live and works between Moscow and Nalchik.

(EE)
EN / RU
Сообщество

Ахмат Биканов — о природе, маме и любимых вещах

Ахмат Биканов. Выставка «Позвони мне завтра» в галерее «сцена/szena». Москва, 2021 год

До 30 апреля в галерее «сцена/szena» идет первая персональная выставка художника и архитектора Ахмата Биканова, родившегося в Кабардино-Балкарии. В небольшом интервью он поделился своими воспоминаниями о детстве в Нальчике, размышлениями о терапевтической силе природы и эмоциональной привязанности к определенным объектам.

Нальчик и Кабардино-Балкария занимают важное место в моем сердце и связаны в первую очередь с семьей и природой. Природа — часть меня и вообще всех нас. Хорошо находиться где-то в ущелье, в горах, у реки, наблюдая за жизнью, скрытой в шаге от тебя. Я воспринимаю такой опыт как терапию или очищение, как внутреннюю трансформацию, потому что многое после таких наблюдений становится понятным. Сложности остаются сложностями, но видишь ты их иначе. Но у этого эффекта есть лимит: когда попадаешь в большой город, то через какое-то время все вновь покрывается пеленой — из-за недопонимания с людьми, с самим собой, противоречивых моментов. Все это накапливается внутри, и тогда я чувствую необходимость вернуться, пройти путь вдоль реки, чтобы осмотреться и ответить себе честно, что мне нужно, а что будет лучше отпустить.

В восьмом-девятом классе я нашел в интернете информацию о московском Колледже архитектуры и строительства №7, и тогда у меня сложился образ будущего. Я хотел поступить именно туда — мама сразу согласилась, но потребовалось время, чтобы уговорить отца отпустить меня в Москву. То, что мама оставила любимую работу, дом и переехала со мной, тогда казалось чем-то естественным, но сейчас я совсем иначе смотрю на ее решение. Это была жертва, и я только хочу, чтобы она никогда не пожалела об этом. Мама — музыкант и заслуженная артистка нашей республики, играет на аккордеоне. Она отработала 26 лет в фольклорно-этнографическом ансамбле танца «Балкария», и в детстве до и после школы я часто бывал у нее на работе и наблюдал за репетициями артистов и ее игрой. Мне нравился театр, потому что там все было каким-то сказочным и непохожим на внешний мир: я трогал расшитые бисером и цветными камнями ткани костюмов, ходил по большому концертному залу, который без освещения выглядел немного сумрачно и мистически, часто представлял себя артистом на сцене. Все это выглядело другим и совсем непохожим на то, что мне приходилось видеть в обычной жизни. Я очень скучаю по тому времени и лелею маленькую мечту — увидеть артистов во время подготовки к выступлению, то, как девушки и мужчины одеваются и красятся. В этот момент происходят какие-то метаморфозы, и те люди, которых ты знаешь лично, на глазах обретают совсем другие формы и настроение.

Не знаю, что можно назвать началом моего творческого пути. Рассказывают, что я всегда много рисовал. С искусством в детстве я знакомился через книги, рассматривал иллюстрации и перерисовывал на бумагу с помощью копирки любимые образы. Больше всего мне нравились Древний Египет, Древняя Греция и немного позже — эпоха Возрождения. Всегда любил запах карандашей, особенно запах стружки, который появляется при заточке. Сейчас нравится запах медовой акварели или влажной бумаги: некоторые работы я при подготовке тонирую раствором из шафрана, и какое-то время они пахнут очень приятно. Вообще, мне это нужно для того, чтобы избавиться от белого цвета на фоне. Бесконечно люблю синий, мне он кажется самым благородным и наполненным. И это любимый цвет мамы. В песнях, которые я люблю, тоже встречается слово blue, которое в английском языке отражает еще и внутреннее состояние человека. Когда я скучаю по дому, то делаю зарисовки с горами и танцующим человеком и перед собой вижу вечернее небо, какое бывает поздним летом — такое темно-синее, освобождающее. Мне кажется абсолютным счастьем станцевать с природой, где-то высоко, где никого нет рядом.

Раньше, когда я приезжал в Нальчик во время учебы, то проводил там не больше месяца и уже через неделю скучал по определенным местам Москвы, по фаюмским портретам в Пушкинском музее, по друзьям, по этому вечному движению. Параллельно работал в архитектурном бюро. Тогда мне хотелось вернуться в Москву, потому что в Нальчике я словно начинал растворяться, беспокоился, что не смогу выйти из этого состояния абсолютного спокойствия. Меня это напрягало. Но во время карантина все было иначе: я общался с друзьями и вместе с ними дистанционно заканчивал МАРХИ. Понимал, что возвращаться в Москву нет смысла. У нас тогда как раз были защиты дипломов, и мне было очень неловко говорить сидевшим по квартирам товарищам, что я дома, здесь все спокойно, за окном сад и бесконечное пение птиц. Потом началось лето, и я начал выезжать в горы — и уже Москва растворялась во мне, и возвращаться совсем не хотелось. Дни и ночи сливались. Все было какое-то безвременное. И было одиноко, но это одиночество сладко ныло в груди.

Летом произошла одна история. Дома делали уборку и нашли красивую люльку ручной работы. Потом я узнал, что именно в ней провел первые месяцы своей жизни. Ее хотели сжечь, но, к счастью, я об этом узнал и перенес ее в свою комнату. Сейчас там хранятся краски, небольшие холсты или книги — что-то для меня ценное. Туда же я убираю камни: я стараюсь помнить, где нашел каждый из этих камней, а когда держу их, то чувствую присутствие дома в руках. Дома как чего-то высшего. Мне приятно их трогать, это успокаивает и заземляет: если испытываю напряжение, то ощупываю предметы и объясняю себе, какие они — колючие, шероховатые, гладкие. Иногда дарю эти особенные камни моим особенным друзьям. 

Комната Ахмата Биканова дома в Кабардино-Балкарии, 2021 год

Хотел бы рассказать еще про карачаево-балкарские войлочные ковры — кийизы. Их созданием занимались в основном женщины. Работать с войлоком сложно — его скручивали в рулон, после занимались валянием и параллельно поливали горячей водой. Так несколько часов — и все это было и общением, и творчеством одновременно, сопровождающимся обрядовыми песнями, застольем и играми. Не знаю, владеет ли кто-то сейчас этим ремеслом на таком уровне. Мне нравится, что эти предметы так сложно создавать и что этот процесс переплетен с общением. Такие полотна нужно беречь, гордиться ими. Тем более что чем старше ковер или любая другая сделанная руками человека вещь, тем они ценнее. И огорчает, что многие этого не замечают, те же внуки или дети мастериц. Все-таки самое большое расстояние — это от одного человека до другого. Грустно, когда ковры и другие ценные предметы выбрасываются или сжигаются. Может, это от стремления приблизиться к идеалу чистоты: зачем нам потрепанный ковер ручной работы, когда мы можем купить новый мануфактурный? И не стесняться перед гостями. У меня есть сундук бабушки, оставшийся от ее приданого, тоже сказочный. В нем я складываю эскизы или те работы, которые не обрели себя. И если в будущем будут какие-то проекты, то хотелось бы использовать такой сундук как часть экспозиции. Эти предметы, нитями нас связывающие с какими-то местами или людьми, очень для меня важны. Важны для всех нас, ведь они служат формой, столь необходимой людям с их внутренними беспорядками, шумами и сомнениями. Таков этот сундук или, например, шкатулка, которую мой дедушка купил в молодости на аукционе. Я очень привязан к этим объектам и чувствую, что они отражают наши жизни, говорят за нас. Есть вещи, которые мы собираем и не можем выбросить, потому что в какой-то мере одушевляем их для себя. 

У моей подруги, кстати, есть ковер одной мастерицы, родные внуки которой его сначала собирались выбросить, но в итоге предложили ей забрать. Мне странно, что кому-то могла прийти мысль от него избавиться. Зато теперь, когда я прихожу в ее московскую квартиру, то лежу на нем и чувствую, будто уплываю домой. На ковре есть какие-то изъяны, которые эстетически его завершают, делают его еще прекраснее. Он неидеально идеален. Ты видишь дырочку в нем или что в каком-то месте орнамент выполнен в другом оттенке, но все равно любишь — это самое лучшее. Так же и с людьми. Сейчас опасное время, все хотят быть аккуратными, боятся ошибок и с трудом прощают их. Акварель все помнит, и, работая с ней, сложно что-то исправить. Но это и привлекает. Так что я учусь у нее — позволяю ошибкам быть и вижу в этом определенный смысл.

Все фотографии предоставлены галереей «сцена/szena» и Ахматом Бикановым

Фотографии Кабардино-Балкарии и мамы Ахмата Биканова
Авторы
Ахмат Биканов
Художник, архитектор. Живет и работает между Москвой и Нальчиком.