(EE)
EN / RU
Music

Notes on the History of Central Asian Jazz. Part 2

Ornament (1985) by Boomerang and Oriental Suite (1979) by the quintet of soloists of the Tashkent Jazz Club under the direction of Oleg Gotskozik

Melodiya record label

Fergana-born poet and DJ Hamdam Zakirov returns for part two of his series on the Fergana Jazz Festival, which played an important role in the development of the Central Asian jazz  scene and Soviet music in general. He discusses the origins and impact of the Kazakhstani Group Boomerang, the importance of the piece The Oriental Suite, comprised of compositions by the quintet of Tashkent Jazz Club soloists directed by Oleg Gotskozik, and details the legacy of Sato, a group whose progress was cut tragically short. 

While doing researchresearchThe author thanks Leonid Atabekov, one of the organizers of the Fergana jazz festivals and the head of the Sato ensemble, for his invaluable help in the work on this series of texts. for this article, I came to a rather unexpected conclusion. Certainly, it was just an assumption, but still—an assumption that fits into a beautiful and, who knows, maybe even a quite plausible theory: the history of jazz in Central Asia revolved around my hometown. How could it be otherwise, since, as I realized, virtually every important Central Asian band I was planning to talk about had participated in the Fergana Jazz Festivals? But the most important thing I realized was that apparently it was those very festivals that led to, if not to the discovery of a new style (some collectives had already been performing it), then to its formation in a single direction and to its rapid development, as well as the professional and creative growth of the musicians and ensembles. The results were already obvious several years later, in the 1980s, when many bands released their records on the Melodiya record label.

Left: Boomerang at a jam session in the Fergana jazz club, 1977
Right: The band performing at the 3rd Fergana Jazz Festival, 1984
From Leonid Atabekov’s archive

What I’m describing is a phenomenon that Muscovite Alexey Batashev, a renowned jazz critic, historian, and jazz popularizer, described in his monograph Soviet Jazz in the following way: “Compositions authentic for those times and filled with the vibe of national Asian cultures in their widest range, from Burma to Kazakhstan, could be found on the playlists of Almaty’s Boomerang and Medeo, a quintetquintetOleg Gotskozik’s quintet.—Author's note. of Tashkent Jazz Club soloists, and the Fergana bands Raduga (Boris Smetanov) and Sato (Leonid Atabekov). That was the starting point of Central Asian Soviet jazz.”

Boomerang, founded by drummer Takhir Ibragimov in Almaty in 1973, was one of the first bands to move in this direction. This is how Sergey Gilev describes their performance at the 1st Fergana Jazz festival in 1977: “The Almaty oriental jazz band Boomerang was the real discovery of the festival. This band was one of the first in Kazakhstan to address the musical folklore of the peoples of the East and India. In their compositions, one could trace Uyghur, Kazakhstani, Kyrgyz, and Indian motives, combined with jazz-rock and fusion. After the festival, Boomerang became highly appreciated.” 

The cover of the self-titled Boomerang album, 1983

Boomerang took part in all the festivals held in Fergana and their cross-Union fame seems to be related to this fact. The band was invited to participate in jazz festivals all over the Soviet Union. However, from 1979-1982 they took a break from jazz music and began performing under the name the Arai ensemble, accompanying Rosa Rymbaeva—a singer who was gaining an increasing popularity and by the late 1970s was becoming the most famous Kazakhstani singer in the USSR. This is perhaps the only fact that could explain why the launch of the band’s first recordon Melodiya was delayed until 1983. In total, Boomerang released three records: Boomerang (1983), Ornament (1984), and Mirage (1986).

This Kazakhstani band turned out to be among the few USSR jazz ensembles that captured interest in Japan, where their CD was released in 1988. Boomerang also happened to be the only band represented by two compositions on the Soviet jazz release Red Square Groove—Rare Jazz / Fusion Gems From Russian Vaults (2000), a collection  released in England, which I see as rather indicative.

Back in their home country of Kazakhstan, after ending their life on stage life in the mid-1990s, Boomerang became a true legend and is now rightfully considered a pioneer of Kazakhstani jazz. Its members continue their intensive activities with music and teaching—fortunately, in Kazakhstan , jazz did not fall into decline the way it did in many other Central Asian countries with the collapse of the USSR. Jazz clubs regularly open in Almaty, festivals are held (Jazzystan, for example), and as a discipline jazz is taught at the Pop Department of the Music College named after P. I. Tchaikovsky. Moreover, there is also a school of jazz,allegedly “the only [school of jazz] in Central Asia.” You can learn more about it in Katerina Miloslavskaya’s review of The History of Kazakhstani Jazz.

But let’s get back to Fergana. At the 1978 festival, the quintet of Tashkent Jazz Club soloists directed by Oleg Gotskozik presented their performance of The Oriental Suite, which was well-received by both the public and professionals and highly appreciated by the jury, who commented on their performance by saying that “creative cooperation of the ensemble’s members defined the nature of the development of not only the suite itself, but of the entirety of  jazz music in Uzbekistan.”


“The Dervish Dance” from The Oriental Suite, 1979

The Oriental Suite is the quintet’s group composition, in which each musician was not only a performer but also the author of a particular section. Rustam Ilyasov is the author of “Prelude”, Yuri Parfyonov composed “Alla”, Konstantin Dobrovolsky—“Lapar”, Sergey Gilev—“The Sufi Dance”, and Oleg Gotskozik composed the first and final parts, as well as “Meditations”. Soon The Oriental Suite was released as a record by the Tashkent branch of the All-Union Recording Company Melodiya, taking an honorable position in the national discography. Undoubtedly, the decision about the release of the suite was influenced by its public performance at the Fergana Jazz Festivals and the high appraisal of the quintet program that was given by specialists.

The Fergana Jazz Festivals played a decisive role in the formation and development of the group Sato. As we mentioned, the band was created by Leonid Atabekov in 1974. That period of the ensemble’s life could be defined by active rehearsals, concerts, the perfection of their performance technique, and a search for a unique sound, as well as a study of the impact of the outside world’s jazz standards and an attentive analysis of the few compositions of Western jazz-rock and fusion that somehow miraculously managed to leak through the Iron Curtain to the USSR and its far southern regions. This period also included performances at weddings in multinational Fergana, which necessitated the inclusion of Uzbek, Tajik, Crimean Tatar, Armenian, Jewish, Gypsy and other melodies in the group’s repertoire. At the time, Fergana was a multinational city—a melting pot of cultures.  And finally, as soon as the Fergana Jazz Festivals emerged, it was possible to get acquainted with talented contemporaries and their versatile creativity. Undoubtedly, all these factors led to favourable conditions for the formation of Sato  and the group growing into the band we all know and remember—a band that inscribed its name in the history of jazz both in Central Asia and beyond.

At the second festival held 1978, Sato presented several compositions of its own in which their now recognizable style could be felt. In one conversation with me, Leonid Atabekov recalled that, “Having gained the first experience of performing on the international jazz scene, I was once again convinced that we did not need to play traditional jazz, but to make most of the wealth—the musical heritage that simply lay at our feet, of what we live with side by side and hear daily. So, I started looking for musicians together with whom I could implement my new vision of music. For the 2nd All-Union Fergana Jazz Festival, held in September 1978, we had already prepared a completely different program that was entirely based on folk melodies. At that time, my close friend and Tashkent musician Adyur YakubovAdyur YakubovHe would eventually join Grieg Pushen's ensemble and take part in the recording of their famous album Taste of Pomegranate was playing keyboards with us. His composition “Images of the East” was immensely impressive to both the audience and the jury. It became clear to me that we had taken the right direction.”

“Kyzykchyklar” from Efsane, 1986

The ensemble took part in the 3rd festival held in 1984 with a new lineup—now considered classic. This is how Sergey Gilev describes this period in his book Conversations about Jazz: “Fergana was represented at the festival by the Sato ensemble directed by L. Atabekov. By that time, the ensemble had become a highly professional jazz group able to represent its club at any jazz forum. The band is was made up of excellent musicians: Narket Ramazanov (flute, saxophone) freely using national playing techniques, the talented improviser Riza Bekirov (keyboard), David Matatov (percussion) who was able to perfectly cope with the style and rhythm of folklore compositions, the very capable drummer Andrey Atabekov (the youngest band member), the ensemble leader Leonid Atabekov (flute, saxophone, bass guitar, and mixing), and finally, Enver Izmailov—an exceptional guitarist and a master of a unique technique of playing this instrument that allows him to achieve the sound of two or three instruments simultaneously without using overdubbing. Enver Izmailov is undoubtedly one of the most talented guitarists and he now is widely known and recognized as the brightest guitarist in the jazz world.”

Riza Bekirov, Narket Ramazanov, Leonid Atabekov, Andrey Atabekov, Enver Izmailov
From Leonid Atabekov’s archive


The fusion of West and East the group had managed to achieve eventually took its complete form and, as the performance of the ensemble at the 3rd Fergana Jazz Festival in 1984 showed, sounded flawless. It was decided that a record should be released and thus, in 1986, EfsaneEfsane“Legend” in Crimean-Tatar, Sato’s first album, saw the light. At the 1986 All-Union Music Recording Competition, the high quality of the record was appreciated. Certainly, one should pay tribute to the skillfulness of recording sound engineer Valentin Selyutin, but the masterly teamwork and professionalism of the collective should also be noted: as Leonid recalls now, the record was ready after only three shifts in the studio, that is , after 18 hours!

A year later, Sato made its second and last record—Pass the Good Around. Unlike the first, impressionistic album with its meditative, transparent, filigree music, the second one was full of expression and contained more folklore elements that could even be seen as dance hits. 

“Pass the Good Around” from the eponymous album, 1987

The ensemble toured all over the USSR. In 1988, the group performed at a festival in Tallinn where they received invitations to tour around Germany, Hungary, and Finland. The band was noticed and gained success and recognition, but in the summer of 1989, the tragic Fergana massacreFergana massacreIn May–June 1989, in the Fergana valley of the Uzbek Soviet Socialist Republic clashes occurred between native Uzbeks and Meskhetian Turks, which led to the evacuation of the latter from the region. occurred. Due to these events and the general feeling that the USSR was about to collapse, most of the ensemble's musicians decided to leave their native Fergana and move to their “historical homeland”—fortunately, the unofficial ban on Crimean Tatars’ settlement in the Crimea had been lifted not a long time before. So, literally overnight, the history of one of the most brilliant jazz groups, widely known not only in Uzbekistan and the Soviet Union but beyond, was over. According to Leonid Atabekov, Sato had prepared (but not yet recorded) material for at least one more album that was never presented to the public. 

The first part of Hamdam Zakirov’s notes on Central Asian jazz can be found here. To be continued

Translated from Russian by Olga Bubich

Contributors
Hamdam Zakirov
Poet and record collector, living in Helsinki. He is one of the authors belonging to the renowned Ferghana school of poetry, whose poems have been translated into more than a dozen languages. Hamdam has been performing as a DJ and taking part in various events and festivals in Finland, Estonia, Latvia, Germany, and Israel since 2016. He records mixes that feature Soviet grooves and hosts a podcast dedicated to popular Uzbek music.

(EE)
EN / RU
Музыка

Заметки об истории центральноазиатского джаза. Часть 2

Оформление пластинки «Орнамент» (1985), записанной ансамблем «Бумеранг», и альбома «Восточная сюита» (1979), созданного квинтетом солистов Ташкентского джаз-клуба под руководством Олега Гоцкозика

Звукозаписывающая компания «Мелодия»

Поэт и диджей Хамдам Закиров, родившийся в Фергане, продолжает свои заметки о джазовом фестивале, проходившем в его родном городе в последние десятилетия СССР и сыгравшем важную роль в развитии центральноазиатского джаза и советской музыки. Во втором тексте он рассказывает о значении казахстанского ансамбля «Бумеранг», важности альбома «Восточная сюита», записанного квинтетом солистов Ташкентского джаз-клуба под руководством Олега Гоцкозика, и наследии много сделавшего, но внезапно распавшегося коллектива «Сато».

В процессе сбора материаласбора материалаАвтор благодарит одного из организаторов ферганских джаз-фестивалей и руководителя ансамбля «Сато» Леонида Атабекова за неоценимую помощь в работе над этой серией текстов. для статьи я пришел к достаточно неожиданному выводу. Конечно, это лишь предположение. Но предположение, укладывающееся в красивую и, вполне возможно, верную теорию. 

Итак: история джаза в Центральной Азии вихрем закрутилась вокруг моего родного города. И как иначе, если едва ли не все заметные ансамбли Центральной Азии, о которых я планировал рассказать, были, как выясняется, участниками ферганских джаз-фестивалей! Но самое главное — именно ферганские фестивали, судя по всему, стали толчком если не к открытию нового стиля (некоторые коллективы к тому моменту уже начали работать в этом направлении), то к его формированию в нечто цельное, к бурному, стремительному расцвету, профессиональному и творческому росту музыкантов и ансамблей. Результаты этого процесса мы увидели спустя буквально несколько лет, в 80-х, когда многие коллективы выпустили свои пластинки на фирме «Мелодия».

Слева: «Бумеранг» на джем-сейшене в ферганском джаз-клубе, 1977 год
Справа: Выступление ансамбля на III Ферганском джаз-фестивале, 1984 год
Из архива Леонида Атабекова

Я говорю о явлении, описанном в монографии «Советский джаз» москвичом Алексеем Баташевым, старейшиной джазовой критики, историком и популяризатором джаза: «В программах алматинских “Бумеранга” и “Медео”, квинтета солистов Ташкентского джаз-клуба под руководством Олега Гоцкозика, ферганских ансамблей “Радуга” Бориса Сметанова и “Сато” Леонида Атабекова прозвучали в ту пору оригинальные сочинения, напоенные соками национальных азиатских культур в широчайшем диапазоне от Бирмы до Казахстана. Так началась “среднеазиатская волна” советского джаза».

Одним из первых в этом направлении начал двигаться ансамбль «Бумеранг», созданный в 1973 году в Алма-Ате барабанщиком Тахиром Ибрагимовым. Сергей Гилев так пишет об их выступлении на I Ферганском джаз-фестивале в 1977 году: «Открытием фестиваля становится ансамбль ориентальной джазовой музыки “Бумеранг”. Этот коллектив один из первых в Казахстане обратился к изучению музыкального фольклора народов Востока и Индии. В их выступлении были слышны уйгурские, казахские, киргизские и индийские мотивы, обработанные в стиле джаз-рок и фьюжн. О “Бумеранге” сразу же после фестиваля стали говорить только в превосходных степенях».

Одноименный альбом джаз-ансамбля «Бумеранг», 1983 год

«Бумеранг» был участником всех ферганских фестивалей. Думается, именно отсюда началась и их всесоюзная известность. Ансамбль стали приглашать на джазовые фестивали во все концы Советского Союза. Однако в 1979–1982 годах они сделали перерыв в джазовом творчестве и под названием «Арай» начали аккомпанировать набирающей популярность Розе Рымбаевой — в конце 70-х — начале 80-х самой, пожалуй, известной в СССР казахстанской певице. Наверное, лишь этим можно объяснить тот факт, что первая пластинка ансамбля появилась на фирме «Мелодия» с некоторым запозданием — в 1983 году. Всего же «Бумеранг» выпустил три пластинки: «Бумеранг» (1983), «Орнамент» (1984) и «Мираж» (1986). 

Алматинский ансамбль оказался среди немногих джазовых коллективов СССР, к которому проявили интерес, например, в Японии, где в 1988 году был издан их CD. А на сборнике советского джаза под названием Red Square Groove — Rare Jazz / Fusion Gems From Russian Vaults, выпущенном в 2000 году в Англии на CD и виниле, «Бумеранг» оказался единственным коллективом, представленным сразу двумя композициями, что тоже, как мне кажется, весьма показательно.

У себя на родине «Бумеранг», прекративший активную деятельность в середине 90-х, давно стал легендой и по праву считается родоначальником казахстанского джаза. Его участники продолжают активную музыкальную и преподавательскую деятельность — благо, с развалом Советского Союза ситуация с джазом в Казахстане не пришла, как во многих других центральноазиатских странах, в упадок. В Алматы регулярно появляются джаз-клубы, проводятся фестивали (Jazzystan и другие), на эстрадном отделении музыкального училища им. П. И. Чайковского преподают джаз, есть своя, как утверждается, «единственная в Центральной Азии» школа джаза… Подробнее об этом можно прочитать в обзорной статье Катерины Милославской «История казахстанского джаза».

Но вернемся в Фергану. На фестивале 1978 года квинтет солистов Ташкентского джаз-клуба под руководством Олега Гоцкозика представил свою «Восточную сюиту», прекрасно встреченную как публикой, так и профессионалами, удостоенную высокой оценки жюри: «Творческое содружество музыкантов ансамбля определило характер направления не только сюиты, но и развития джаза в Узбекистане в целом».

Композиция «Танец дервиша» с альбома «Восточная сюита», 1979 год

«Восточная сюита» — это коллективное сочинение квинтета, где каждый музыкант был не только исполнителем, но и автором той или иной части. Автор «Прелюдии» — Рустам Ильясов, Юрий Парфенов сочинил «Алла», Константин Добровольский — «Лапар», Сергей Гилев — «Танец дервиша». Олег Гоцкозик написал первую и заключительную части, наиграл «Медитации». Вскоре «Восточная сюита» была записана Ташкентским филиалом Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», заняв почетное место в отечественной дискографии. Безусловно, на решение об издании сюиты повлияли ее публичное исполнение на ферганском фестивале и высокая оценка, данная программе квинтета специалистами.

Решающую роль ферганские фестивали сыграли и в формировании и развитии ансамбля «Сато». Как мы уже писали, «Сато» был создан Леонидом Атабековым в 1974 году. В команду собрались энтузиасты, для которых джаз был едва ли не самым важным в жизни. Активные репетиции и концерты, наработка техники и поиск своего звучания, джазовые стандарты и внимательное вслушивание в те крупицы западного джаз-рока и фьюжн, которые каким-то чудесным образом проникали сквозь железный занавес в том числе и в далекую южную оконечность Советского Союза, записи репетиций и обсуждение удач и ошибок после — так прошло несколько лет. Ко всему прочему — игра на свадьбах в многонациональной Фергане. А значит — в репертуаре всегда должны были иметься узбекские и таджикские, крымско-татарские, армянские и еврейские, цыганские, русские, украинские и другие мелодии: Фергана была в прямом смысле плавильным котлом языков и культур. Ну и конечно, с возникновением ферганских джазовых фестивалей появились новые стимулы для роста: знакомство с талантливыми современниками и их разносторонним творчеством. Все это было, безусловно, благодатной почвой: на ней и вызрел тот «Сато», который мы знаем и помним, и который навсегда вписал свое имя в историю джаза. И не только центральноазиатского.

На втором фестивале в 1978 году «Сато» представил несколько композиций собственного сочинения, и в них уже тогда чувствовался узнаваемый теперь стиль. Леонид Атабеков вспоминал в разговоре со мной: «Получив первый опыт выступлений на международной джазовой сцене, я еще раз убедился, что нам не надо играть традиционный джаз, нам необходимо максимально использовать то богатство, то музыкальное наследие, которое просто лежит у наших ног, среди которого мы живем и которое слышим каждый день. И тогда я стал искать музыкантов для воплощения в музыке своего нового взгляда. Ко II Ферганскому всесоюзному джаз-фестивалю в сентябре 1978 года у нас уже была совершенно другая программа, целиком построенная на народных мелодиях. На клавишных с нами тогда играл мой большой друг, ташкентский музыкант Адюр ЯкубовАдюр ЯкубовОн со временем вольется в состав ансамбля Грига Пушена и будет участвовать в записи их знаменитого альбома «Вкус граната», вышедшего в 1988 году., его композиция “Восточные картинки” произвела на публику и на жюри неизгладимое впечатление. Мне стало ясно, что мы движемся в правильном направлении».

Композиция «Кызыкчыклар» с альбома «Эфсане», 1986 год

А к третьему фестивалю, состоявшемуся в 1984 году, группа пришла в обновленном и теперь уже классическом составе. Цитата из книги Сергея Гилева «Разговоры о джазе»: «Фергану на фестивале представлял ансамбль “Сато” под управлением Леонида Атабекова. К этому времени ансамбль становится высокопрофессиональным джазовым коллективом, способным представлять свой клуб на любом джазовом форуме. В ансамбле играют прекрасные музыканты: Наркет Рамазанов (флейта, саксофон), в совершенстве владеющий национальными приемами игры; талантливый импровизатор Риза Бекиров (клавишные); Давид Мататов (перкашн), отлично справляющийся со стилистикой и ритмом фольклорных композиций; Андрей Атабеков очень способный и самый юный барабанщик; сам руководитель ансамбля — Леонид Атабеков (флейта, саксофон, бас-гитара и аранжировщик) и, наконец, Энвер Измайлов — феноменальный гитарист, владеющий уникальной техникой игры на инструменте, позволяющей ему добиваться звучания одновременно двух, трех инструментов без применения наложения. Энвер Измайлов, без сомнения, является одним из самых талантливых гитаристов, а в настоящее время широко известен и признан ярчайшим гитаристом в мире джаза».

Риза Бекиров, Наркет Рамазанов, Леонид Атабеков, Андрей Атабеков, Энвер Измайлов
Фотографии из архива Леонида Атабекова


Сплав западного и восточного, созданный группой, был выкристаллизован и, как показало выступление ансамбля на III Ферганском джаз-фестивале, звучал безупречно. Где-то там, «в верхах», было принято и одобрено решение о выпуске пластинки, и вот, в 1986-м вышел первый альбом «Сато», который назывался «ЭфсанеЭфсанеВ переводе с крымско-татарского языка название альбома значит «легенда».». На Всесоюзном конкурсе грамзаписи 1986 года было отмечено его высокое качество. Безусловно, нужно отдать должное мастерству звукорежиссера записи Валентина Селютина, но наверняка следует отметить и виртуозную сыгранность и профессионализм коллектива: по воспоминаниям Леонида, они записали пластинку за три студийных смены, то есть 18 часов!

Спустя год «Сато» записал свою вторую и последнюю пластинку — «Передай добро по кругу». В отличие от первого, импрессионистичного альбома с его медитативной, прозрачной, филигранной музыкой, вторая программа «Сато» полна экспрессии, в ней больше фольклорных элементов, причем порой вполне даже танцевальных. 

Композиция «Перадай добро по кругу» с одноименного альбома, 1987 год

Ансамбль ездил с гастролями по всему Советскому Союзу. В 1988 году группа выступила на фестивале в Таллине. Там они получили приглашения на гастроли в Германию, Венгрию и Финляндию (привет из Хельсинки!). Признание и успех сопутствовали группе. Но летом 1989-го произошли трагические «ферганские событияферганские событияВ мае-июне 1989 года в Ферганской области Узбекской Советской Социалистической Республики произошли столкновения между узбеками и турками-месхетинцами, которые привели к эвакуации последних из региона. (Примеч. ред.)». На этом фоне (добавим сюда всеобщее ощущение, что СССР трещит по швам) большинство музыкантов ансамбля решили покинуть родную Фергану и переселились на историческую родину. Благо, наконец был снят негласный запрет крымским татарам селиться в Крыму. Так, буквально в одночасье, завершилась история одного из самых гениальных джазовых коллективов не только Узбекистана — да впрочем, и не только Советского Союза, — ансамбля «Сато». По словам Леонида Атабекова, у них был готовый, но не записанный материал как минимум еще на одну пластинку. Но ее уже не случилось.

Первую часть заметок Хамдама Закирова о центральноазиатском джазе можно прочитать по ссылке. Продолжение следует

Авторы
Хамдам Закиров
Поэт и коллекционер винила, живущий в Хельсинки. Один из сооснователей известной «ферганской поэтической школы», стихи которого были переведены на более чем десяток языков. С 2016 года активно выступает как диджей и принимает участие в различных мероприятиях и фестивалях в Финляндии, Эстонии, Латвии, Германии, Израиле. Играет и записывает миксы в стиле Soviet grooves, а также ведет подкаст об узбекской популярной музыке.