(EE)
ВЫПУСК 2: МЕЧТА
Создать пространство для мечты — значит расширить поле возможного
EN / RU
Артефакты

Корейский чонджагван

Мужской головной убор чонджагван. Корея, начало XX века
Государственный музей искусства народов Востока

Чонджагван — корейский головной убор, предназначенный для ношения в помещении. Его использовали исключительно высокостатусные неоконфуцианские ученые: философы, политики или чиновники корейского государства Чосон, существовавшего с XIV века до 1897 года. Его продолжали носить и в краткий период, предшествовавший потере Кореей независимости, когда страна именовалась империей Тэхан чегук. Как и другие головные уборы из конского волоса, чонджагваны изготавливали с помощью специальных болванок, вокруг которых создавали плетеную структуру, которую затем покрывали лаком. Из-за специфического внешнего вида — направленных вверх восьми или двенадцати углов — чонджагван часто сравнивают с горной грядой. Вероятно, такая форма придавалась убору намеренно: горы считались символом благородства и мудрости и ношение чонджагвана подчеркивало высокий статус ученого. Как и неоконфуцианство, пришедшее в Корею из Китая и впоследствии развитое местными философами, чонджагваны представляли собой форму, доработанную на основе китайской модели.

Конкретно этот предмет датирован началом XX века, когда разнообразие повседневных корейских головных уборов достигло пика. Мужчины и женщины меняли их в зависимости от семейного и социального положения, а также от обстоятельств: дома или на службе, в обычный будний день, при участии в празднестве или соблюдении траура. Такая дифференциация была важна в том числе из-за особенностей философии неоконфуцианства, основой которой считалось сохранение социального порядка, где каждому члену общества отведена своя роль.

Мужской головной убор само. Корея, конец XIX– начало XX веков
Мужской головной убор югон. Корея, XIX век
Государственный музей искусства народов Востока

Портрет Кан Се Хвана. Неизвестный автор периода династии Чосон
Фрагмент портрета Со Чжик-су. Ли Мён-ги и Ким Хон-до, XVIII век
National Museum of Korea

Кроме описанных чонджагванов, конфуцианские ученые, прежде всего студенты конфуцианских академий, также носили югоны — высокие головные уборы с двумя треугольными выступами по краям. Они изготавливались из конопли, хлопка или рами (крапивы китайской). И чонджагваны, и югоны иногда надевались на тхангоны, которые носились поверх собранных в пучок волос — этим объясняется их «ступенчатая» форма. Тхангоны горожане среднего или высшего сословия обычно носили дома, но когда собирались в публичное место, надевали поверх что-то еще. Существовали также черные само — их было положено носить чиновникам на службе, а другим горожанам разрешалось надевать на свадебные торжества. Белые само носили в дни траура.

Мужской головной убор тхагон. Корея, XIX – начало XX веков
Государственный музей искусства народов Востока

Портрет Ю Дан. Неизвестный автор периода династии Чосон.
National Museum of Korea
Один из «Пяти портретов Юн Чжин». Ли Мён-ги, 1788 год
Cultural Heritage Administration

Немало изменений в традиционном корейском костюме, известном также как ханбок, происходит в  конце XIX — начале XX века. В это время в дела Кореи, ослабленной государственным кризисом, стали вмешиваться крупные соседи. Страна стремительно теряла независимость во внутренних делах, и фактически в это время решалось, кто будет ею управлять. В 1910 году она была окончательно аннексирована Японией. Хотя российские дипломаты, игравшие важную роль в дальневосточной политике, и стали проникать в Корею в конце XIX века, уровень знакомства с местной культурой в России оставался невысоким вплоть до середины XX века. Так, корейские предметы, поступавшие в основанный в 1918 году музей Ars Asiatica (ныне Государственный музей Востока), первое время нередко атрибутировали как китайские, и только спустя годы они вошли в состав корейского раздела коллекции.

Как говорит куратор корейской коллекции Государственного музея Востока Ирина Елисеева, вопрос об отличиях предметов корейской культуры от тех, что принадлежат японским и китайским национальным традициям, остается одним из наиболее часто задаваемых на лекциях. Неповторимыми художественными особенностями обладает, например, строгий чосонский белый фарфор и инкрустированная глинами серовато-зеленая селадоновая керамика эпохи Корё (X — XIV века) — именно техника инкрустации селадонов глинами явилась изобретением корейских гончаров, отчетливо выделяя их продукцию на фоне китайских селадоновых изделий. Другая специфическая черта — это нередко бросающееся в глаза в ханбоке сочетание ярких контрастных цветов, использование которых, однако, строго регламентировалось, как и ношение головных уборов.

Авторы
Михаил Гардер
Переводчик с английского, антрополог. Выпускник кафедры европейских языков РГГУ и аспирантуры Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ. Участник фольклорных экспедиций Лаборатории фольклористики РГГУ и прикладных исследований по городской антропологии.