(EE)
EN / RU
East Meets East

Happy New Year!

Nowruz dinner in Dushanbe (Tajikistan), 2010
Shuhrat Saadiev, CC BY-SA 3.0

On the eve of the winter holidays, we asked some of our authors how they celebrate the New Year and how it’s done in their homeland. Ikuru Kuwajima, Jenia Kim, Gabriel, Bermet Borubaeva, Kamilla Akhmedova, and Kamila Rustambekova told us about their favourite New Year dishes, songs, movies, and warm rituals.

Ikuru Kuwajima

The New Year is one of the most important holidays in Japan. Though I haven’t been there since 2003, I believe nothing has really changed. The festive mood arrives even before the holiday itself. Generally, it’s a family holiday, so many people stay home on the evening of December 31st. The dinner that is served is fancier and tastier than usual, with sushi, sukiyaki, and sashimi. Closer to the New Year, the most active people head to the temples to hear the ringing of the New Year’s bell. Some go up into the mountains to watch the first sunrise. But the majority quietly sits at home with their families. They often watch TV, especially KōhakuKōhakuThe annual New Year's Eve television special Kōhaku Uta Gassen has been on air since 1953. It started as a radio program in 1951.—the singing contest show. When midnight strikes, everybody eats soba noodles in hot soup. 

Then there are usually at least three days off. During this time people often go to temples and buy omikuji there—paper strips with predictions for the upcoming year. Adults give children money, this custom is called otoshidama. People exchange New Year’s greeting cards, nengajo

Osechi ryori sets, 2008–2013
Photos by Eliazar Parra Cardenas, Teruhiro Kataoka, Vincent Van den Storme / flickr.com / CC BY-NC-ND 2.0

The traditional New Year’s food is osechi ryori—a set of different traditional dishes in a multi-layered box. It's a bit like a giant bento. Recipes differ slightly depending on the region, but usually, these boxes contain baked fish and shrimp, mashed sweet potatoes with chestnut (kurikinton), rolled omelette (datemaki), sweet black soybeans (kuromame), marinated herring roe (kazunoko), boiled fish wrapped in thick kombu seaweed (kombu-maki), grated pickled daikon and carrots (namasu), and boiled shiitake mushrooms. These dishes are difficult to cook in Russia because it’s hard to get all the required ingredients here. You can find sweet potatoes and chestnuts in Moscow sometimes, so theoretically you could make kurikinton, but the taste of the local sweet potato is very different from the Japanese one. It might still taste good, but I haven't tried it. But grated pickled daikon and carrots (namasu), of course, can be cooked here: you need to grate or thinly slice carrots and daikon, put them in a bowl, add salt, and leave them for 10 minutes. Then add vinegar, a little sugar and soy sauce—that's it. 

During the New Year holidays you can often hear folk songs and traditional music in the street, in stores, and on television. Older Japanese like watching the New Year’s film series It's Tough Being a Man. Between 1969 and 1997, a new movie was released almost every year but I hardly ever watched these movies myself. It seemed a bit too old-fashioned to me . . .

Jenia Kim 

We celebrate both the New Year on December 31st and the Korean New Year—that’s what we call the Lunar New Year. But December 31st is more important for us. Like most people in Russia, we always gather together as a family and cook various salads: Olivier saladOlivier saladA salad dish, traditionally served during New Year Eve's celebrations in many Post-Soviet countries., dressed herring, kholodetskholodetsAspic, a jellied meat dish of traditional Russian cuisine.—all the New Year's classics. In addition to these, we also serve Korean dishes: kim-chi, which we eat all year round like bread, some special salad, fernbrake, and marinades, such as pickled cucumbers with garlic. 

There is no special New Year’s dish, but we have a special hangover dish for January 1st: cold nyangugi soup. I think it may be useful for many readers. It is made of water and soybean paste, chopped vegetables, and dressed with different spices and lots of vinegar. This slurry is eaten with hot rice, and it actually saves you from a hangover. Here is how you cook rice.

1 liter water
1 ½ tbsp roasted Doenjang (soy paste)
1 tsp salt
2 tbsp sugar
1 tsp vinegar (70%)
Half bunch cilantro, chopped
Half bunch green onions, chopped
2-3 cucumbers, diced

For me, this day differs from the others in that I watch a lot of TV because I usually celebrate the New Year with my family and with them everything is traditional. We turn on the TV and watch all the Russian New Year’s movies: Moscow Does not Believe in Tears, The Irony of Fate. Every year we watch the same thing. Then we put on some concert, an absolute classic. We live in a cottage community where the program is basically the same. At midnight, for years running, we listen to Putin’s speech, then we go to watch fireworks, after we return we sit and chat for some time and then go to bed. It's rather boring, but it's the kind of a family holiday, a tradition. I also have a little brother, we entertain him with games he receives as New Year’s presents, so we can assemble legos, puzzles. 


Gabriel

The New Year is one of the most beautiful holidays of the year. Despite different folk and religious calendars, people all around the world have been able to agree that January 1st marks the first day of the year for most of them. The special meaning and magic of this date are also in the way you celebrate it, what traditions accompany this festive moment. People travel all around the world to get closer to their family, or just in the right festive place. There are plenty of different ways of celebrating, but everything is done for one thing—to make the celebration beautiful and cosy. 

A few years ago, when I was still living in Cameroon, I always spent that moment in my hometown with my family. BecauseI was serving in a different place, I sometimes had to travel right before New Year's Eve to get home in time for the holiday preparations with other family members. It was always an extraordinary moment because we would gather as a family for dinner to celebrate the arrival of the New Year. As a member of a Christian family that believes there is nothing more beautiful than to celebrate the New Year in church, I can say that this is our main family tradition. Minutes after the New Year, we returned to the family circle to have some barbecue—roasted corn, fish, and plums. Alcohol enlivened the evening in anticipation of the real celebration that was coming the next day. 

When the morning came, kids would go from house to house, offering flowers and greetings to adults in exchange for small coins. Women would start cooking, and men would be setting up tables and chairs. As for me, being a food lover, I tried to stick around women and the kitchen, hoping to taste various dishes before they would get on the table. That day at the holiday table you could find various traditional foods and in my region we always have plenty of pistachio dishes, sweet potatoes, and local needle beans. Especially these small beans because they don’t grow anywhere else and are quite easy to cook: you just boil them for two hours, then fry them in red palm oil and they are done. 

Usually, on the first day of the year, the doors of apartment buildings are open to everyone. Neighbours visit each other, wish all the best, and have some treats. After the family meal, you can go about your business, some prefer to meet friends and given that the city is small, everyone knows each other, others stay home and watch Christmas movies and TV shows. In general, it’s never boring. 

When I moved to Russia a few years ago, I was honored to celebrate with my Russian friends and learn more about local traditions. The context changes already because families here are not as big and many people celebrate with friends, that’s how it was at the last two New Year's parties I had with my Russian friends in St. Petersburg. The cool thing here is that people give each other gifts—I liked it very much. 

The New Year itself is very important, so here they cook a feast for the occasion. I adore salads so I really enjoy Russian cuisine, as it offers a huge variety of salads at the New Year's table. After the meal everybody exchanges gifts, then we watch New Year’s shows or play board games. As I am a foreigner, everyone pampers me like a little child and it feels very nice to have all this special attention and willingness to share the culture with me. In the morning we disperse. 

This year I will probably celebrate with the guys we rent an apartment together. COVID-19 leaves no chance of going to my friends in St. Petersburg like I did previously. We'll just gather as roommates. We are all from different countries, but we'll try to be united, have a little party, spend New Year's Eve together. I don't think it will be anything special, but it's always magic, even without preparation.


Kamilla Akhmedova

In addition to the usual New Year, Uzbekistan also celebrates Nowruz. This tradition is a thousand years old and has its origins in the Zoroastrian religion. It is celebrated on March 21st: on that day we have an official holiday and folk festivities. Some time before the holiday, khashars are organized in the yards—it’s when people from the whole yard or mahalla unite to clean the common territory. They sweep the streets, paint trees and old houses, and fix things. 

Usually, we cook plenty of traditional dishes on Nowruz: pilaf, samosas, spring salads, but the most important dish is sumalak. It's something like peanut paste but made of wheat. To be honest, I personally do not find it tasty (although many will disagree with me), but I really like the tradition of cooking it. Sumalak is boiled for a whole day (most often it’s done by women) and while stirring they make various wishes. Sometimes they put pebbles in it: legend says it brings luck to those who find it. When you participate in such ceremonies, you feel like a tiny piece of a big history that was created long before you existed. 

I also love it when neighbours give each other some delicacies, as a gesture of courtesy and respect for one another. We do it not only on Nowruz, but on all the holidays we celebrate in Tashkent. For example, during Hait, Muslims can treat Christians (or any other people) with pilaf, and at Easter Christians treat their neighbours with kulichi. It is a great uniter. 

On Nowruz evening they usually give concerts in the Palaces of Art and also broadcast it live on local television. A lot of people with flags dancing and singing on stage. There’s a song by Yulduz Usmanova called O'zbekiston that I associate with such concerts (not necessarily with Nowruz).

Юлдуз Усманова – O’zbekiston (2000)

Kamila Rustambekova 

Nowruz is one of the symbols of Uzbek culture; it is always a very bright and eventful occasion. I remember how my grandmother took me to the city square on this day as a child. It is a very bright memory from my childhood: a big stage, performances, national dances, a fair, and the most delicious part: many tables with all kinds of dishes, sweets and, of course, different types of sumalak.

Making sumalak is a whole collective ritual. Starting early in the morning, neighbours of one makhalla gather in someone’s yard and start cooking—it’s always accompanied by loud music, songs, and dances. Sumalak is stirred with a large skimmer for more than ten hours, so practically all the mahalla’s locals have to be involved. Each family makes its small contribution to the common cause, it establishes and develops ties between local residents. If sumalak is cooked properly, it has a very sweet taste, although no sugar is added to it.

People throw pebbles on the bottom of the cauldron and make wishes: in a practical sense, these pebbles help in stirring the sumalak and prevent it from sticking. Also, there is a tradition of interpreting the pattern formed on the surface. 

The history of these rituals is very interesting—there is a belief that long ago there lived a single mother with seven children. Once a poor harvest year happened and they were literally starving. When her children’s lives were hanging by a thread, to cheer them up she said she would cook something tasty for them. She took a cauldron, poured water in it, added the sprouted wheat she gathered in the stable and began to cook it, stirring continuously. She threw pebbles inside, saying that it was meat. In the morning she fell asleep for a few minutes, and when she awoke she saw that the cauldron was full of a warm chocolate-colored mass with wings pattern on its surface. Thus she realised that angels visited her house and made the dish magical. The food turned out very tasty, and the woman shared it with all her neighbours who were also hungry. That is where the tradition comes from. In addition to sumalak (the star of the holiday), we also cook green samsa (kuk somsa), pilaf, and put the sprouted wheat on the table. 

Bermet Borubaeva

Now in Kyrgyzstan we celebrate the New Year on the night from December 31st to January 1st, but before that there was another, pagan New Year that greeted the arrival of spring —the holiday of Nowruz. Now the traditional New Year is an important holiday in our culture; everybody wants to complete all the tasks, make wishes, and set the holiday table with the family. A feast with family or friends, gifts, wishes, New Year's greetings from the president, midnight, champagne—surprisingly, we have all that too.

Usually, a main hot course is cooked: pilaf, manti, or baked meat or fish. Then goes a very classical set: Olivier, vinaigrette, dressed herring, tangerines, champagne, Bengal lights, and party poppers.

People mostly watch some New Year’s programs on Channel One and listen to Kirkorov and others from that crew, and watch Little Blue Light (Goluboy Ogonyok)Little Blue Light (Goluboy Ogonyok) A popular musical variety show aired on Soviet television from 1962 to 1985., Irony of Fate or Enjoy Your Bath, The Girls.

Contributors
Kamilla Akhmedova
Stylist from Tashkent, founder of 7/1 bureau. She has worked as an editor for Uzbek magazines and currently organizes public talks on fashion and consults with local brands to help them improve.
Kamila Rustambekova
Photographer from Tashkent. She specializes in portrait photography and has an interest in fashion.
Jenia Kim
Fashion designer, who lives in between Moscow and Tashkent. Founder of the J.Kim brand.
Ikuru Kuwajima
Artist, photographer, and writer based in Moscow. He was born in Japan and studied photojournalism in the Missouri University, USA. He has been traveling a lot and working on personal projects in Eastern European and Central Asian countries.
Gabriel
Cameroonian refugee seeking asylum in Russia. EastEast does not disclose Gabriel's personal information for the sake of his security.
Bermet Borubaeva
Cultural worker and researcher based in Bishkek. She researches the political economy of urban ecology. Bermet is a co-founder of a number of initiatives: “Preobrazhensky Cooperative,” a comic strip about invisible labor “Ya.Eda,” a mobile game “Migrant School,” #БишкекСмог (Bishkek Managed), #ФудшерингвБишкеке (Foodsharing in Bishkek) and the Bishkek School of Contemporary Art. She has been taking part in numerous international and regional projects as well as writing on urban ecology, labor, gender equality, and contemporary art.

(EE)
EN / RU
С востока на восток

C Новым годом!

Праздничный обед на Навруз в Душанбе (Таджикистан), 2010 год
Шухрат Саъдиев, CC BY-SA 3.0

В преддверии зимних праздников мы расспросили некоторых наших авторов о том, как они празднуют Новый год и как это делают на их родине. Икуру Куваджима, Женя Ким, Габриэль, Бермет Борубаева, Камилла Ахмедова и Камила Рустамбекова поделились рецептами любимых новогодних блюд, а также песнями, фильмами и историями теплых ритуалов.

Икуру Куваджима

Новый год — один из самых важных праздников в Японии. Правда, с 2003-го я ни разу не бывал там в это время, но думаю, все не сильно изменилось. Торжественное настроение приходит уже накануне. Праздник считается семейным, и поэтому вечером 31 декабря многие сидят дома. Едят на ужин что-то подороже и повкуснее, чем обычно, — например суши, сукияки, сашими. Ближе к полуночи наиболее активные отправляются в сторону храмов послушать колокольный звон. Некоторые поднимаются в горы, чтобы встретить там первый рассвет. Но большинство тихо сидят дома с семьей. Часто смотрят телевизор, особенно любят музыкальное шоу — конкурс «КохакуКохакуТелешоу Kōhaku Uta Gassen выходит с 1953 года. В 1951-м оно стартовало как радиопрограмма.». Когда бьет полночь, едят гречневую лапшу в горячем супе. 

После праздника обычно как минимум три нерабочих дня. В это время часто ходят в храмы и там покупают омикудзи — билеты с предсказаниями на наступивший год. Взрослые дарят детям деньги, этот обычай называется «отосидама». Получают новогодние открытки нэнгадзё. 

Наборы о-сэти рёри, 2008–2013 годы
Фотографии: Eliazar Parra Cardenas, Teruhiro Kataoka, Vincent Van den Storme / flickr.com / CC BY-NC-ND 2.0

На Новый год по традиции едят о-сэти рёри — это набор разных традиционных праздничных блюд в коробках. Немного похоже на гигантские бэнто. В каждом регионе рецепты отличаются, но обычно в этих коробках можно найти запеченную рыбу и креветки, сладкое пюре из батата с каштаном (курикинтон), омлет в виде рулета (датэмаки), сладкие черные соевые бобы (куромаме), маринованную икру сельди (казуноко), вареную рыбу, завернутую в толстые водоросли комбу (комбу-маки), тертые маринованные дайкон и морковь (намасу), вареные шиитаке. Эти блюда сложно готовить в России, так как здесь для них не хватает ингредиентов. В Москве иногда продаются батат и каштан, так что, по идее, можно готовить курикинитон, но вкус местного батата сильно отличается от японского. Может, все равно вкусно получится, но я не пробовал. Намасу, конечно, можно приготовить и здесь — нужно натереть и тонко нарезать морковь и дайкон, положить их в миску, посолить и оставить минут на 10. После добавить уксус, немного сахара и соевого соуса — все. 

Когда приближается и наступает Новый год, на улице, в магазинах и по телевизору можно часто услышать народные песни и традиционные музыкальные произведения. Японцы старшего поколения раньше часто смотрели новогодний сериал «Мужчине живется трудно». С 1969-го по 1997-й чуть ли не ежегодно выходил новый выпуск. А я практически не смотрел этот фильм: мне он казался слишком старомодным… 

Женя Ким

Мы отмечаем и Новый год 31 декабря, и корейский Новый год — так мы называем тот, что приходит по лунному календарю. Но 31 декабря для нас важнее. Как и большинство людей в России, обязательно собираемся всей семьей, готовим различные салаты и новогоднюю классику: оливье, селедку под шубой, холодец. Помимо этого, еще подаются корейские блюда: кимчи, которое у нас круглый год как хлеб, какой-нибудь специальный салат, папоротник и соленья, например маринованные огурцы с чесноком. 

Какого-то особенного новогоднего блюда нет, но есть похмельное блюдо для 1 января — холодный суп нянгуги. Мне кажется, это будет полезно для многих читателей. Он готовится на воде и соевой пасте, туда нарезаются овощи, и заправляется это все разными специями и большим количеством уксуса. Суп едят с горячим рисом, и это правда спасает от похмелья. Рис готовится вот так.

1 литр воды
1 ½ ст. л. жареного тяя (соевой пасты)
1 ч. л. соли
2 ст. л. сахара
1 ч. л. уксуса (70%)
½ пучка кинзы, нарезать
½ пучка зеленого лука, нарезать
3 огурца, нарезать брусками 

Этот день для меня отличается от других тем, что я очень много смотрю телевизор, потому что обычно праздную Новый год с семьей, а у них все традиционное. Мы смотрим все российские новогодние фильмы: «Москва слезам не верит», «Ирония судьбы» — каждый год одно и то же. Потом включаем концерт какой-нибудь, все по классике. Мы живем в коттеджном поселке, в котором одна и та же программа в принципе. В полночь слушаем Путина — уже который год, — потом идем на салют, возвращаемся домой и сидим общаемся, а затем отправляемся спать. Довольно скучно, но это семейный праздник и традиция такая. У меня еще есть братишка, мы его развлекаем играми, которые покупаем в качестве подарков на Новый год: собираем лего, пазлы. 


Габриэль

Новогодний праздник — один из самых прекрасных в году. Во всем мире, несмотря на разные народные и религиозные календари, 1 января для большинства людей означает первый день года. Особенный смысл и магия этого праздника еще и в том, с кем и каким образом его отмечают и какие традиции его сопровождают. Люди перемещаются по всему миру, чтобы оказаться рядом с семьей или просто в подходящем месте. Все делается для того, чтобы празднование было красивым и уютным, хотя способы отметить и различаются по многим параметрам. 

Несколько лет назад, когда еще жил в Камеруне, я всегда проводил это время с семьей в родном городе. Поскольку я служил в другом месте, мне иногда приходилось отправляться в дорогу прямо накануне праздника, чтобы приехать вовремя и готовить его вместе с родными. Это всегда был необыкновенный момент, потому что мы встречались все вместе, чтобы отметить за ужином наступление праздника. Я родился в христианской семье, для которой не было ничего прекраснее, чем встретить Новый год в церкви, это было нашим главным обычаем. Через несколько минут после полуночи мы возвращались домой и садились за жаровню, в которой обычно была запеченная кукуруза, рыба и сливы. Алкоголь оживлял вечер, проведенный в ожидании настоящего празднования, которое приходилось на следующий день. 

Как только наступало утро, маленькие дети отправлялись от дома к дому, предлагая взрослым цветы и поздравления в обмен на мелкие монеты. Женщины начинали готовить, а мужчины занимались расстановкой столов и стульев. А я, будучи любителем поесть, старался держаться женщин и кухни в надежде попробовать разные блюда до того, как они окажутся на столе. В моем регионе всегда было вдоволь блюд с фисташками, из батата и из местной стручковой фасоли. Наиболее традиционные из них — те, что из этой фасоли, потому что она не растет в других местах. Ее совсем не сложно готовить: достаточно варить два часа, потом обжарить в красном пальмовом масле — и готово. 

Обычно в первый день года двери многоквартирных домов открыты для всех. Соседи ходят друг к другу в гости, желают всего наилучшего и угощаются. После семейной трапезы можно разойтись по своим делам: одни встречаются с друзьями (город небольшой, все друг друга знают), другие остаются дома и смотрят рождественские фильмы и телепередачи. В общем, скучать не приходится. 

Переехав в Россию несколько лет назад, я удостоился чести праздновать с российскими друзьями и познакомиться со здешними традициями. Обстановка другая уже потому, что семьи здесь не такие большие и многие празднуют с приятелями — так было на двух последних новогодних вечеринках, которые я провел с русскими друзьями в Санкт-Петербурге. Особенность здесь в том, что собравшиеся дарят друг другу подарки, — мне это очень понравилось. 

Большое значение имеет сам новогодний вечер, по этому случаю готовится застолье. Поскольку я обожаю салаты, русская кухня пришлась мне по вкусу, так как предполагает огромное разнообразие праздничных салатов. После застолья все вручают друг другу подарки, потом мы смотрим новогодние передачи или играем в настольные игры. Поскольку я иностранец, со мной все возятся, как с маленьким ребенком. Мне очень приятно это особое внимание и желание делиться своей культурой. Наутро мы расходимся. 

В этом году, наверное, буду праздновать с ребятами, с которыми мы вместе снимаем квартиру. COVID-19 не оставляет шансов поехать к друзьям в Санкт-Петербург, как раньше. Мы просто соберемся с соседями по квартире. Все из разных стран, но попытаемся быть вместе, устроить небольшую вечеринку. Не думаю, что будет что-то особенное, но это всегда волшебство, даже когда ничего специально не готовится.


Камилла Ахмедова

Помимо обычного Нового года, в Узбекистане отмечают Навруз. Этой традиции уже тысячи лет, и ее истоки ведут к зороастрийской религии. Официальный праздник — 21 марта, в этот день у нас проходят народные гулянья. За некоторое время до Навруза во дворах устраивают хашары: люди со всего двора или махалли объединяются, чтобы навести порядок на общей территории — подмести улицы, покрасить деревья и старые дома, что-то починить. 

Обычно к Наврузу готовят много разных традиционных блюд: плов, самсы, весенние салаты. Но самое главное из них — сумаляк. Это что-то вроде арахисовой пасты, только на основе пшеницы. Честно говоря, я не нахожу его вкусным (хотя многие со мной не согласятся), но меня увлекает традиция его приготовления. Сумаляк варят целые сутки (чаще всего это делают женщины) и, помешивая, загадывают разные желания. Иногда в него кладут камешки: по преданию, тот, кому такой попадется, будет счастливым. Когда принимаешь участие в таких церемониях, чувствуешь себя крупицей большой истории, которая была придумана задолго до твоего рождения. 

Также я люблю, когда соседи угощают друг друга лакомствами, оказывая тем самым знаки внимания и уважения друг к другу. Это связано не только с Наврузом, но и со всеми праздниками, которые отмечаются у нас в Ташкенте. Например, на Хаит мусульмане могут угостить христиан (или любых других людей) пловом, а на Пасху — наоборот, уже христиане угощают соседей куличами. Это здорово объединяет. 

На Навруз вечером дают концерты во дворцах искусств и параллельно транслируют это в прямом эфире на локальном телевидении. На сцене огромное количество людей с флагами, танцы и песни. С такими концертами (не обязательно именно с Наврузом) у меня ассоциируется песня O’zbekiston, которую исполняет Юлдуз Усманова. 

Юлдуз Усманова – O’zbekiston (2000)

Камила Рустамбекова

Навруз — один из символов узбекской культуры, это всегда насыщенное событие. Помню, как в детстве бабушка водила меня в этот день на городскую площадь. Это очень яркое воспоминание: большая сцена, представление, национальные танцы, ярмарка, а самая вкусная часть — куча накрытых столов со всевозможными блюдами,  сладостями и, конечно, разными видами сумаляка.

Приготовление сумаляка — это целый коллективный ритуал. С раннего утра жители одной махалли собираются у кого-нибудь во дворе и начинают готовить — это всегда сопровождается громкой музыкой, песнями, танцами. Сумаляк помешивают большой шумовкой более десяти часов, поэтому необходимо участие почти всех жителей махалли. Каждая семья вносит свой маленький вклад в общее дело, это развивает и устанавливает связи между местными жителями. Если сумаляк правильно приготовлен, он имеет очень сладкий вкус, хотя туда вообще не добавляется сахар.

На дно казана бросают камешки и загадывают желания. На практике эти камешки помогают в перемешивании сумаляка и не дают ему пригореть. Кроме того, есть традиция толкования рисунка, образовавшегося на поверхности. 

История этих ритуалов очень интересна. Есть поверье, что давным-давно жила одинокая мать с семью детьми. Год был неурожайным, и они все умирали от голода. Когда жизнь детей была уже на волоске, женщина решила их приободрить и сказала, что приготовит что-то вкусное. Взяла казан, налила воды, собрала в хлеву проросшую пшеницу и стала варить ее, непрерывно помешивая. Внутрь она бросала камешки, приговаривая, что это мясо. Наутро она уснула на пару минут, а когда проснулась, то увидела, что казан полон теплой массы шоколадного цвета, а на поверхности ее нарисованы крылья. Так она поняла, что в доме побывали ангелы и сделали блюдо волшебным. Еда получилась очень вкусной, и женщина поделилась ею со всеми соседями, которые тоже голодали. Оттуда и пошла такая традиция. Кроме сумаляка (звезды праздника), также делают зеленую самсу (кук сомса), готовят плов, ставят на стол саму проросшую пшеницу. 


Бермет Борубаева

Новый год сейчас отмечается у нас в Кыргызстане в ночь с 31 декабря на 1 января, но до этого был еще Новый год языческий, который отмечался как приход весны — Нооруз. Сейчас традиционный Новый год — важный праздник в культуре, все стремятся закончить дела, загадать желания и накрыть стол. Ужин с семьей или с друзьями, подарки, пожелания, новогодние поздравления президента, полночь, шампанское — удивительно, но все это есть.

Обычно готовят какое-то большое горячее блюдо — плов, манты или запеченное мясо, рыбу. А дальше классический вариант у нас получается: оливье, винегрет, селедка под шубой, мандарины, шампанское, бенгальские огни и хлопушки. Люди в основном смотрят какие-то новогодние передачи по Первому каналу и слушают Киркорова и всех остальных, смотрят «Голубой огонек», фильмы «Ирония судьбы, или С легким паром», «Девчата».

Авторы
Камилла Ахмедова
Стилист из Ташкента, основательница бюро 7/1. Работала редактором в узбекских журналах, сейчас организует паблик-токи, посвященные моде, и помогает местным брендам стать лучше.
Камила Рустамбекова
Фотограф из Ташкента. Специализируется на портретной съемке, интересуется модой.
Женя Ким
Дизайнер, живет между Москвой и Ташкентом. Основательница марки одежды J.Kim.
Икуру Куваджима
Художник, фотограф и автор. Родился в Японии, изучал фотожурналистику в Университете Миссури, США. Много путешествует и работает над личными проектами в восточно-европейских и центрально-азиатских странах. Живет в Москве.
Габриэль
Беженец из Камеруна, ищет убежище в России. EastEast не раскрывает личную информацию Габриэля ради его безопасности.
Бермет Борубаева
Работница культуры, исследовательница. Живет в Бишкеке. Занимается исследованием политэкономии экологии города. Со-основательница ряда инициатив – «Кооператив ПреобраЖенский», комикс о невидимом труде «Я.Еда», мобильная игра «Школа Мигранта», #БишкекСмог, #ФудшерингвБишкеке и Бишкеская Школа Современного Искусства. Участница ряда международных и региональных проектов и автор публикаций по темам экологии города, труда, гендерного равенства и современного искусства.